GIS-LAB

Географические информационные системы и дистанционное зондирование

Raster classification with DTclassifier for QGIS

Обсудить в форуме Комментариев — 87Редактировать в вики

Эта страница опубликована в основном списке статей сайта
по адресу http://gis-lab.info/qa/dtclassifier-eng.html

Description and usage examples for new raster classification and change detection tool.

Supervised thematic raster classification is a fairly common task. Typically there are set of input rasters and set of training data, defining the target and all the rest (background) classes. After these data are gathered, we can use different techniques to build a classification: parametric and nonparametric. The first group assumes certain statistical distribution of the training data (e.g., normal), the second group don't make any of these assumptions and therefore is more flexible and less restrictive. There are several articles on this site describing the non-parametric classification of raster data using the decision tree in R and support vector machines method in imageSVM. In addition to proprietary solutions, there are opensource software, such OTB and GRASS which can be used to solve classification problems, however their toolbox of classification algorithms is limited and non-parametric methods are not well covered.

In most cases, classification requires using several applications and not well integrated with the GIS software, as there are no convenient tools for preparation and editing of training data sets, which as a result complicates process for average users.

DTclassifier (Decision Tree classifier) is a C++ plugin for QGIS, which provides simple streamlined interface and allows to perform all operations within QGIS. The plugin uses particular classification algorithm from well-known computer vision library OpenCV, namely decision trees.

This development is part of the project to facilitate monitoring of FSC (Forest Stewardship Council) certified forestry enterprises in Russia.

Nextgis.png Open source geospatial solutions

Содержание

[править] Installation notes

The plugin sources and ready to run binary files for Windows are available.

[править] Binary files

To work with plugin under Windows you need:

  • download and install QGIS 1.8 or higher (read more)
  • download the archive with plugin and necessary libraries. Note, that DTclassifier works with QGIS 1.8 only.
  • (optionally) check md5 sum:
    7622527e656373797080b4c40a9bb4f2 DTclassifier.7z
  • extract archive into QGIS plugins directory (usually C:\OSGeo4W\apps\qgis-dev\plugins)

Linux binaries are also available. To work with plugin under Linux you need:

  • download and install QGIS 1.8 or higher.If packages for your distribution are not available — you need to compile QGIS from source
  • download the archive with plugin: 32-bit binary (download) сompiled under 32-bit Slackware 13.1 using OpenCV 2.3.1
  • (optionally) check md5 sum:
    b3089f69602b9b55652380728f7b2a3c dtclassifier-linux.tar.bz2
  • extract archive into QGIS plugins directory (usually /usr/lib/qgis/plugins)

After installing you should run QGIS and enable the DTclassifier in Plugin Manager ("Modules → Manage plugins").

[править] Source code

You can obtain sources (GNU GPL v2) from our SVN:

svn co http://svn.gis-lab.info/dtclassifier/trunk dtclassifier

You can also download sample data used in this article.

[править] How does it work

After plugin is installed and started by clicking

Dtclassifier-01.png

the main window will appear

Dtclassifier-02.png

[править] Selecting training datasets

You can select layers containing training data using comboboxes "Feature presence layer" and "Feature absence layer". These layers should contain spatial information on target object or phenomenon (presence) and all other areas (absence). These layers should be created in advance, before classification. You can create them directly in QGIS using all it's tools with vector and raster processing. You can learn more about creating and editing vector data in QGIS User Guide.

Plugin supports all basic geometry types (points, lines, polygons) in training datasets. "+" button after each combobox allows to select several layers at once and the geometry of these layers can be different.

Dtclassifier-03.png

Combobox works only if single training layer is used. If you select several layers, combobox becomes inactive and you need to press "+" again to return to single layer mode.

During the process all training layers are merged into single point shapefile. Point layers will be saved "as is", and polyline and polygon objects will be converted into points, to obtain points in each pixel inside polygon or at line.

Example for polygon geometry:

Dtclassifier-04.png

To find which points are falling on the line we use the next algorithm. Create buffer with 1/2 pixel width around a line; create point in the center of each pixel that fall into buffer, than select points that completely within the buffer zone.

Example for polyline geometry:

Dtclassifier-05.png

IMPORTANT! Proper training data — the key to success. You should be as careful as possible when selecting training layers. If the same layer is selected as both presence and absense, the classification result will be incorrect.

[править] Selecting data to classify

In field "Raster(s) to classify" you can select raster that you want to classify. Multiple selection with Shift and Ctrl is supported, this may be used for change detection, when rasters "before" and "after" are processed. When multiple rasters are selected, the training data will be collected from each image.

IMPORTANT! If multiple rasters are selected make sure that drive where temporary folder is located has enough free space (free space size should be approximately equal to the double rasters size).

Use the "Output raster" filed to specify where to save classification result.

[править] Additional settings

If you set the flag "Add result to map canvas" then classification result will be loaded into QGIS. Setting up the flag "Save point layer to disk" will force plugin to save training data into a point shapefile near to the output file. For each point in the file plugin pixel values and class are recorded. This data can be used to build the model and perform the classification with other software.

"Settings" group allows to customize classification process. Here you can select desired method: single decision tree ("Use decision tree") or random forest ("Use random forest"). Usually classification with random forest gives more accurate results. If single tree classification is selected, checkbox "Output values are discrete class labels" will be enabled. When checkbox checked, input train data will be interpreted as a set of discrete values ​​(labels). If checkbox unchecked, then the input data will be treated as continuous values.

You can also activate the "smoothing" of classification results with a custom kernel size ("Generalize result using kernel size"). When this option is activated, plugin creates two output rasters: a classified and smoothed (the name contains the suffix "_smooth").

In addition to the classification results plugin saves tree used in the classification (in YAML format, the filename is formed from the name of the output file and the suffix "_tree").

After pressing "OK" button the extraction of training data begins, followed by training of the classifier and classification itself. Progress in the classification is displayed using two progressbars: the upper shows the progress of current operation and the bottom — overall progress.

[править] Example: classification

In this example we will learn how DTclassifier can be used to solve one of the tasks of monitoring of forestry activities: detection of clearcuts using a single image.

Thematic classification process has several steps:

  • remote sensing data acquisition and preparation
  • collecting training data
  • create model on training data
  • apply model to the raster data and get results

[править] Remote sensing data acquisition and preparation

First of all it is necessary to find and georeference rasters which we want to classify. Usually these are satellite imagery (e.g. Landsat), where we can find our targets. If you don't know where to obtain remote sensing data, we recommend that you read several articles describing the Landsat obtaining process via Glovis service and their further processing (i.e., merging of the individual bands into a single file).

If you want to reproduce the example, download this dataset with samples.

To demonstrate clearcuts detection we use raster after.tif with band combination 5-4-3, to make easier visualy detect clearcuts (pink on the screenshot).

Dtclassifier-06.png

[править] Collecting training data

To construct a decision tree it is necessary to prepare training data (so-called "supervised learning") that contains objects of two classes: presence and absence of clearcuts.

We will need at least two vector layers: one that shows samples of clearcuts, and the second — with places where there is none. So, we can create a two point layers and put dots in the right places (blue dots in the figure correspond to the clearcuts, green — no clearcuts).

Dtclassifier-07.png

This method is not very convinient, as a result of classification depends on the amount of training data (more data, more accurate results) and selecting clearcuts using points is tedious. Therefore, it is better to create polygon layers and to digitize a few clearcuts, and do the same with the areas where there are none (blue color corresponds to clearcuts, green — no clearcuts).

Dtclassifier-08.png

Plugins supports all types of geometries (points, lines, polygons), so we can use multiple layers simultaneously. Load the layers with clearcuts presence-poly.shp, presence-poi.shp (polygons and points, respectively) and layers with background — absence-poly.shp, absence-poi.shp.

If checkbox "Save point layer to disk" is checked, a point layer created from the initial training layers will be saved for future use. For example, after saving an attribute table in the CSV format, you can perform a classification of the input raster with R (read more), and then compare the results.

Creation of a point layer and extraction of the raster pixel values ​will be performed in automatic mode, after the start of the classification process.

[править] Classification

When training layers are created and the source raster layers are loaded we can proceed with analysis. Using "+" button near each combobox, specify the training data (presence of clearcuts — presence layer; background — absence layer), in the raster list select after.tif, and finally specify the path where to save the results.

Because the raster pixel values ​​are continuous values, the "Output values are discrete class labels" checkbox do not need to be activated. But it is recommended to enable smoothing ("Generalize result using kernel size"): this will remove remove "noise" and make the result clearer. The default kernel size (3) in most cases is sufficient.

Start a classification by clicking on "OK" button. After a short wait we get two new rasters.

A fragment of classified raster:

Dtclassifier-09.png

It is evident that many individual pixels were classified as clearcuts, though in fact they do not belong to them. To eliminate this "noise" can use smoothing. Below you can see the same fragment of the output image, but after smoothing:

Dtclassifier-10.png

Here we can see that output is clearer and clearcuts boundaries becomes more precise.

[править] Example: change detection

Another problem, which can be solved with a DTclassifier is change detection. The essence of this analysis is that we have the series of rasters (in the simplest case — a pair) before and after an event. Using them we look for the changed areas.

The main steps in this case are the same as in thematic classification, so we will no list them again, but will demostrate how to performed change detection with DTclassifier. As input data we will use same sample dataset as in previous example.

First, create new empty project in QGIS and load both rasters: before.tif and after.tif. As the name implies, image before.tif is taken before event (in our case — forest clearcutting), and raster after.tif — after this event. So we can detect clearcuts appeared in the interval between shots «before» and «after».

Collecting of training data is slightly different from the previous example. In case of thematic classification we select data using feature presense / feature absence criteria, but now the data are selected using two raster images. In the changes layer (presence) we digitize areas in which feature is present in the raster "after", but not in the raster "before".

Dtclassifier-11.png
Dtclassifier-08.png

Absence layers are dizitized as in the previous example from the areas where there are no cuttings on both images.

In this example we will use as training data only polygon layers presence-poly.shp and absence-poly.shp. As usual you can use multiple layers if necessary.

Now open DTclassifier, in comboboxes "Feature presence layer" and "Feature absence layer" select presence and absence layers respectively. In the input rasters list using SHIFT to select both rasters before and after, also select path to output raster. Classification settings can be left unchanged. Press «OK» to run analysis and wait for it to finish.

Here is fragment of the raster before clearcuts happened:

Dtclassifier-12.png

Same fragment after:

Dtclassifier-13.png

Analysis result overlayed on the before raster:

Dtclassifier-14.png

[править] Conclusion

DTClassifier is a simple to use plugin that implements advanced method for raster classification and change detection. Integration with QGIS allows you perform all operations including training data collection, tree-building and classification. Use of computer vision library OpenCV ensures high performance.

[править] Contacts

If you want report a bug, make suggestion or have a question about the plugin, please contact us.

Nextgis.png Open source geospatial solutions

[править] Links

Обсудить в форуме Комментариев — 87Редактировать в вики

Последнее обновление: 2014-01-14 20:07

Дата создания: 21.06.2011
Автор(ы): Александр Бруй, Максим Дубинин

Наверх

Подписка на новости

Новое на форумеRSS

Обратная связь

captcha


(Геокруг)

Если Вы обнаружили на сайте ошибку, выберите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

GIS-LAB

Географические информационные системы и дистанционное зондирование

Классификация растровых данных при помощи DTclassifier для QGIS

Обсудить в форуме Комментариев — 90Редактировать в вики

Эта страница опубликована в основном списке статей сайта
по адресу http://gis-lab.info/qa/dtclassifier.html


Описание и пример использования нового инструмента классификации растров.

Тематическая классификация растров с обучением является довольно распространенной задачей. Типичная классификация использует на входе набор растров, чаще всего данных дистанционного зондирования и набор тренировочных территорий, определяющих искомые и все остальные (фоновые) объекты. После сбора этой информации методики собственно построения модели классификации могут быть разными, параметрическими и непараметрическими. Первые подразумевают наличие некоторого статистического распределения в тренировочных данных (например, нормального), последние таких допущений не делают и являются поэтому более гибкими и менее ограниченными. На сайте уже есть несколько статей, описывающих непараметрическую классификацию растровых данных при помощи деревьев классификации в R и метода опорных векторов в imageSVM. Кроме того, помимо проприетарных решений, для решения этой задачи существуют и другие программные продукты с открытым исходным кодом, например, инструменты классификации есть в OTB и GRASS.

В большинстве случаев подобные решения являются самостоятельными приложениями и не интегрируются с ПО ГИС, также отсутствуют удобные инструменты подготовки и редактирования тренировочных наборов данных, что усложняет процесс их подготовки.

DTclassifier (Decision Tree classifier) является расширением свободной ГИС QGIS, которое позволяет пройти все этапы классификации данных дистанционного зондирования не покидая ГИС. Расширение использует алгоритмы библиотеки компьютерного зрения OpenCV, а именно классификацию при помощи деревьев решений.

Видео-демонстрацию работы DTclassifier можно посмотреть тут.

Разработка расширения выполнена NextGIS в рамках проекта по мониторингу лесов сертифицированных FSC (Forest Stewardship Council).

Создано в Nextgis.png Разработка открытого ПО ГИС и реализация проектов

Содержание

[править] Получение и установка

Расширение доступно как в виде исходного кода C++, так и в бинарной форме.

[править] Бинарная сборка

Для работы с программой в ОС Windows можно пойти двумя путями:

  • загрузить и установить NextGIS QGIS версии 15.4.88 или выше, DTClassifier включен в дистрибутив.

или

  • загрузить и установить QGIS версии 2.8 или выше (подробнее)
  • загрузить архив с расширением и необходимыми библиотеками
  • извлечь содержимое архива в каталог модулей QGIS (обычно это C:\OSGeo4W\apps\qgis-dev\plugins и C:\OSGeo4W\bin)

После установки нужно запустить QGIS и активировать расширение DTclassifier в Менеджере модулей («Модули → Управление модулями»).

[править] Исходный код

Исходный код модуля (лицензия GNU GPL v2) можно получить через репозиторий на GitHub, или выполнив команду:

git clone git@github.com:nextgis/dtclassifier.git

[править] Тестовые данные

Загрузить архив c данными, использовавшимися при подготовке статьи (85 Мб).

[править] Работа с расширением

После подключения и запуска расширения с помощью кнопки

Dtclassifier-01.png

появится главное окно

Dtclassifier-02.png

[править] Выбор тренировочных данных

При помощи выпадающих списков «Feature presence layer» и «Feature absence layer» выбираюся тренировочные слои, отмечающие области, где соответственно присутствует (presence) или отсутствует (absence) интересующих нас признак. Эти слои создаются заблаговременно, перед началом классификации. Создавать их можно прямо в QGIS по снимкам, используя всю функциональность для работы с векторными и растровыми данными. Подробнее о создании векторных данных можно прочитать в Руководстве пользователя QGIS.

Расширение работает во всеми видами геометрий: точками, линиями и полигонами. Кнопка «+» рядом с каждым списком позволяет выбрать несколько слоёв с тренировочными данными одновременно, причем геометрии этих слоев могут быть различными.

Dtclassifier-03.png

Выпадающий список работает только если слой с тренировочными данными — один. При выборе нескольких слоёв выпадающий список блокируется и если необходимо вернуться к работе с одним слоем нужно нажать кнопку «+» еще раз.

Все исходные слои будут собраны в один точечный shape-файл. При этом точечные слои будут записаны «как есть», а линейные и полигональные объекты будут сконвертированы в точечные так, чтобы получить точки во всех пикселях, попадающих в полигон или на линию.

Например для полигонального слоя:

Dtclassifier-04.png

Для определения точек, попадающих на линию, используется следующий алгоритм. Вокруг линии строится буферная зона шириной в 1/2 пикселя; в центре каждого пикселя, попадающего или пересекающего буферную зону ставится точка, затем отбираются точки, полностью попадающие в эту зону.

Пример для линейного слоя:

Dtclassifier-05.png

ВАЖНО! Правильные тренировочные данные — залог успеха. Необходимо внимательно следить за выбираемыми слоями. Если один и тот же слой отнести к обоим классам, результат классификации будет некорректным.

[править] Выбор классифицируемых данных

Поле «Raster(s) to classify» позволяет указать растр, который необходимо классифицировать. Поддерживается выделение нескольких растров с зажатым Shift или Ctrl, это может быть полезным при анализе изменений, когда используются растры «до» и «после». Если выбрано несколько растров, то тренировочные данные будут выбираться из каждого снимка.

ВАЖНО! При выборе нескольких растров необходимо убедиться, что на диске, где располагается временный каталог, достаточно места (объем свободного места должен быть примерно равен двойному объему анализируемых растров).

В поле «Output raster» указывается файл, в который будет сохранен результат классификации.

[править] Дополнительные настройки

Если установить флаг «Add result to map canvas», то по окончанию процесса результат классификации будет загружен в QGIS. Установка флага «Save point layer to disk» заставит расширение сохранить тренировочные данные в точечный shape-файл рядом с итоговым файлом. Для каждой точки в файл записываются значения каналов растра и класс, которому принадлежит точка. они могут быть использованы для построения модели и классификации в другом программном обеспечении.

Группа «Settings» служит для настройки классификации. Здесь можно выбрать используемый метод: одиночное дерево решений («Use decision tree») или ансамбль деревьев («Use random forest»). Обычно, классификация при помощи ансамбля деревьев дает более точные результаты. При использовании одиночного дерева становится доступным флаг «Output values are discrete class labels», установка которого приведет к тому, что исходные данные будут трактоваться как набор дискретных величин (меток). Если флаг не установлен, то исходные данные трактуются как непрерывные.

Здесь же можно активировать «сглаживание» результатов классификации с настраиваемым размером окна («Generalize result using kernel size»). При включенном сглаживании будет создан не один, а два растра: классифицированный и сглаженный (имя содержит суффикс «_smooth»).

Помимо результатов классификации расширение сохраняет в формате YAML используемое при классификации дерево (имя файла формируется из имени файла назначения и суффикса «_tree»).

Нажатие кнопки «Ok» запустит процесс извлечения тренировочных данных, обучение классификатора и собственно классификацию. Ход классификации отображается при помощи двух индикаторов: верхний отображает прогресс текущей операции, а нижний — общий прогресс.

[править] Пример: детектирование рубок

Рассмотрим работу с расширением на примере решения одной из задач мониторинга лесохозяйственной деятельности: детектировании рубок.

Процесс тематической классификации состоит из нескольких этапов:

  • поиск и подготовка растровых данных
  • сбор тренировочных данных
  • построение модели по тренировочным данным
  • применение модели к растровым данным и получение результата

[править] Поиск и подготовка растровых данных

Прежде всего необходимо найти и привязать растры, которые в дальнейшем будут классифицироваться. Обычно, это данные космической съемки (например, Landsat), на которых хорошо видны интересующие нас объекты. Если вы не знаете где взять снимки, рекомендуем ознакомиться со статьями, описывающими процесс получения данных Landsat через сервис Glovis и их дальнейшую обработку (а именно, объединение отдельных каналов в единый файл).

Если вы хотите повторить пример, загрузите архив с исходными данными.

Для задачи детектирования рубок возьмем растр after.tif и выставим комбинацию каналов 5-4-3, чтобы было легче различать рубки (розовые на снимке).

Dtclassifier-06.png

[править] Сбор тренировочных данных

Для построения дерева решений необходимо подготовить тренировочные данные (т.н. «обучение с учителем»), содержащие объекты двух классов: присутствие и отсутствие рубок.

Нам необходимо как минимум два векторных слоя: один соответствующий рубкам, а второй — местам, где рубок нет. Так, можно создать два точечных слоя и расставить точки в нужных местах (на рисунке синие точки соответствуют рубкам, зеленые — отсутствие рубок).

Dtclassifier-07.png

Но такой способ не очень удобен, поскольку результат классификаци зависит от количества тренировочных данных (чем их больше, тем точнее результат). Поэтому, рациональнее создать полигональные слои и обвести несколько рубок, аналогично поступить и с областями, где их нет (синий цвет соответствует рубкам, зеленый — рубок нет).

Dtclassifier-08.png

Так как расширение поддерживает все типы геометрии (точки, линии, полигоны), то можно использовать несколько слоев одновременно. Загрузим слои рубок presence-poly.shp, presence-poi.shp (полигоны и точки соответственно) и аналогичные слои с данными об отсутствии рубок — absence-poly.shp, absence-poi.shp.

Если включить флаг «Save point layer to disk», то точечный слой, полученный из исходных тренировочных слоев, будет сохранен для дальнейшего использования. Например, сохранив атрибутивную таблицу в формат CSV, можно выполнить классификацию этого же растра в R (подробнее), а затем сравнить результаты.

Создание точечного слоя и извлечение значений пикселей растра будет выполняться в автоматическом режиме, после запуска процесса классификации.

[править] Классификация

После подготовки тренировочных слоёв и исходного растра можно приступать к анализу. Используя кнопки «+» рядом с выпадающими списками указываем тренировочные слои (наличие рубок — presence layer; отсутствие рубок — absence layer), в списке растров выбираем растр after.tif, указываем путь для сохранения результатов.

Так как значения пикселей растра являются непрерывными значениями, флаг «Output values are discrete class labels» активировать не нужно. А вот сглаживание («Generalize result using kernel size») стоит включить: это уберет «шумы» и сделает результат более четким. Размер окна по умолчанию (3) в большинстве случаев достаточен.

Нажатием на кнопку «Ok» запускаем классификацию. После непродолжительного ожидания получим два новых растра.

Фрагмент классифицированного растра:

Dtclassifier-09.png

Видно, что много отдельных пикселей было классифицированно как рубки, хотя на самом деле они не относятся к ним. Для устранения такого «шума» и нужно сглаживание. Ниже показан тот же фрагмент изображения, но уже после сглаживания:

Dtclassifier-10.png

Видим, что одиночных пикселей меньше, а границы рубок стали более четкими.

[править] Пример: анализ изменений

Еще одной задачей, которую можно решить при помощи DTclassifier является анализ изменений. Суть такого анализа состоит в том, что берется серия растров (в простейшем случае — пара) до и после некоторого события. Затем выделяются изменившиеся области.

Основные этапы в этом случае точно такие же, как при тематической классификации, приводить их еще раз мы не будем, а просто на примере разберем как выполняется анализ изменений при помощи DTclassifier. В качестве исходных данных возьмем все тот же архив с файлами.

Создадим новый проект в QGIS и загрузим оба растра: before.tif и after.tif. Как видно из названия, снимок before.tif выполнен до интересующего нас события (в данном случае — вырубка леса), а снимок after — после. Применив этот подход, мы можем выделить рубки появившиеся в промежуток между снимками «до» и «после».

Сбор тренировочных данных немного отличается от описаного в предыдущем примере. Если при тематической классификации данные набирались по принципу признак присутствует / признак отсутствует, то теперь данные отбираются по двум растрам. В слои изменений (presence) заносятся области, в которых признак присутствует на снимке «после», но отсутствует на снимке «до».

Dtclassifier-11.png
Dtclassifier-08.png

А вот слои отсутствия признака (absence) формируются, как и в предыдущем примере, из областей где на обоих снимках интересующий нас признак отсутствует.

В этом примере в качестве тренировочных данных будем использовать только полигональные слои presence-poly.shp и absence-poly.shp, разумеется, при необходимости допускается использование нескольих слоёв.

Вызовем главное окно DTclassifier, в выпадающих списках «Feature presence layer» и «Feature absence layer» выбираем слои presence-poly и absence-poly соответственно. В списке исходных растров, зажав Shift, выделяем оба растра before и after. Указываем куда сохранять результат, настройки классификации можно оставить без изменений. Нажатием на кнопку «OK» запускаем анализ и ждем его окончания.

Ниже показан фрагмент снимка до вырубки:

Dtclassifier-12.png

Тот же участок после рубки:

Dtclassifier-13.png

Результат анализа наложен на снимок предшествующий вырубке леса:

Dtclassifier-14.png

[править] Заключение

DTClassifier является достаточно простым и функциональным интегрированным расширением для решения задач классификации растровых данных на два класса (признак присутствует / признак отсутствует), а также для анализа изменений. Интеграция с QGIS позволяет быстро модифицировать тренировочные данные, и подбирать оптимальное их количество, а благодаря использованию библиотеки компьютерного зрения OpenCV расширение DTClassifier обладает высокой скоростью работы.

[править] Контакты

Если вы нашли ошибку, у вас есть предложения по улучшению расширения или просто вопросы по использованию — напишите нам.

Создано в Nextgis.png Разработка открытого ПО ГИС и реализация проектов

[править] Ссылки по теме

Обсудить в форуме Комментариев — 90Редактировать в вики

Последнее обновление: 2016-11-22 12:15

Дата создания: 21.06.2011
Автор(ы): Александр Бруй, Максим Дубинин


(Геокруг)

Если Вы обнаружили на сайте ошибку, выберите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter