Открытые ГИС в образовании
- darsvid
- Активный участник
- Сообщения: 163
- Зарегистрирован: 29 июн 2012, 12:40
- Репутация: 115
- Откуда: Kyїv, Ukraine
- Контактная информация:
Re: Открытые ГИС в образовании
Да, как показала конференция потребность в образовательных материалах растет и это здорово. Тема для меня актуальна, т.к. как раз сейчас нахожусь в процессе написания методички под условным названием "Методы геоэкологических исследований: геоинформационный практикум для студентов физико-географов и ландшафтоведов". Данное пособие в качестве ПО использует ГИС SAGA (когда начинала, еще не в курсе была про кугис/ секстант). Структура примерно следующая:
Часть 1. Основы работы в ГИС
1. Знакомство с настольной ГИС SAGA (инсталляция, интерфейс, информационная инфраструктура)
2. Привязка топографических карт (информация про проекции, собственно привязка)
3. Векторизация растров (понятия вектора и растра, особенности работы/ анализа, векторизация, атрибуты, расчет геометрических характеристик)
Часть 2. Работа с ЦМР
4. Подготовка ЦММ к работе (понятие открытых геоданных и его эволюция, понятие ЦМР и ее основные свойства, открытые ЦМР - SRTM, ASTER, HydroSHEDS, практическая часть - загрузка, импорт, ресамплинг, фильтрация и гидрологическая коррекция)
5. Геоморфометрический анализ ЦМР (основные показатели и их практическое значение - кривизны, слоуп, экспозиция и т.д.)
6. Гидрологический анализ ЦМР (основные показатели, комплексные индексы, тальвеги, бассейны)
Часть 3. Работа с ДЗЗ
7. ДДЗ и их свойства (эм спектр, 4 типа разрешения, преимущества использования ДДЗ в ландшафтных исследованиях, практическая часть - скачивание, импорт, радиометрическая коррекция)
8. Спектральные индексы
9. Классификация
На сегодняшний день написано разделы 1-3, 4 - теоретическая, кусочек теории 7. 1й раздел уже есть в виде статьи на гис-лабе, второй в неоконченном виде в вики, т.е. я планирую по мере написания практикумов выкладывать их на гис-лабе, сам же оригинальный текст на украинском. Это я к тому, что процесс идет
Часть 1. Основы работы в ГИС
1. Знакомство с настольной ГИС SAGA (инсталляция, интерфейс, информационная инфраструктура)
2. Привязка топографических карт (информация про проекции, собственно привязка)
3. Векторизация растров (понятия вектора и растра, особенности работы/ анализа, векторизация, атрибуты, расчет геометрических характеристик)
Часть 2. Работа с ЦМР
4. Подготовка ЦММ к работе (понятие открытых геоданных и его эволюция, понятие ЦМР и ее основные свойства, открытые ЦМР - SRTM, ASTER, HydroSHEDS, практическая часть - загрузка, импорт, ресамплинг, фильтрация и гидрологическая коррекция)
5. Геоморфометрический анализ ЦМР (основные показатели и их практическое значение - кривизны, слоуп, экспозиция и т.д.)
6. Гидрологический анализ ЦМР (основные показатели, комплексные индексы, тальвеги, бассейны)
Часть 3. Работа с ДЗЗ
7. ДДЗ и их свойства (эм спектр, 4 типа разрешения, преимущества использования ДДЗ в ландшафтных исследованиях, практическая часть - скачивание, импорт, радиометрическая коррекция)
8. Спектральные индексы
9. Классификация
На сегодняшний день написано разделы 1-3, 4 - теоретическая, кусочек теории 7. 1й раздел уже есть в виде статьи на гис-лабе, второй в неоконченном виде в вики, т.е. я планирую по мере написания практикумов выкладывать их на гис-лабе, сам же оригинальный текст на украинском. Это я к тому, что процесс идет
-
- Активный участник
- Сообщения: 182
- Зарегистрирован: 14 дек 2008, 16:09
- Репутация: 24
- Откуда: Москва
Re: Открытые ГИС в образовании
Про составление методичек.
Первое - специалистов, которым нужны ГИС и в том числе открытые ГИС много разных.
Это могут быть: географы-тематики, экологи, кадастровые инженеры, иные специалисты-тематики (совсем далекие от картографии и ГИС, например, управленцы), собственно картографы/ГИС-специалисты, программисты.
У многих из них есть пересечения и общие части, а есть и своя специфика (ваш К.О. ). Также важен уровень владения ГИСами: аппаратно и терминологически. Составлять отдельно все для каждого не эффективно. Лучше делать это, и правда, блоками, которые потом можно объединять в методички для каждой отдельной тематики. Основная сложность - выделить эти блоки. Сами блоки технологически, наверно, лучше всего делать в wiki.
На мой взгляд, методички нужны в первую очередь для быстрого и безболезненного вхождения в тему. Иными словами, для преодоления "барьера" перед чем-то новым. А дальше человек будет смело использовать более узконаправленную литературу/информацию, которой сейчас масса, причем она постоянно обновляется. А если в методичке будет еще и список хорошей литературы, то и вообще прекрасно.
Первое - специалистов, которым нужны ГИС и в том числе открытые ГИС много разных.
Это могут быть: географы-тематики, экологи, кадастровые инженеры, иные специалисты-тематики (совсем далекие от картографии и ГИС, например, управленцы), собственно картографы/ГИС-специалисты, программисты.
У многих из них есть пересечения и общие части, а есть и своя специфика (ваш К.О. ). Также важен уровень владения ГИСами: аппаратно и терминологически. Составлять отдельно все для каждого не эффективно. Лучше делать это, и правда, блоками, которые потом можно объединять в методички для каждой отдельной тематики. Основная сложность - выделить эти блоки. Сами блоки технологически, наверно, лучше всего делать в wiki.
На мой взгляд, методички нужны в первую очередь для быстрого и безболезненного вхождения в тему. Иными словами, для преодоления "барьера" перед чем-то новым. А дальше человек будет смело использовать более узконаправленную литературу/информацию, которой сейчас масса, причем она постоянно обновляется. А если в методичке будет еще и список хорошей литературы, то и вообще прекрасно.
-
- Активный участник
- Сообщения: 182
- Зарегистрирован: 14 дек 2008, 16:09
- Репутация: 24
- Откуда: Москва
Re: Открытые ГИС в образовании
Фактмат.
В свое время собирала ссылки с образовательными ресурсами по ГИС (не только опенсорс), ориентированные на студентов-геоморфологов со средним-начальным уровнем подготовки в ГИС.
привожу список (часть ссылок пропала - перестали работать):
- http://serc.carleton.edu/NAGTWorkshops/ ... 47660.html
- http://serc.carleton.edu/introgeo/gis/index.html
- http://www.innovativegis.com/basis/
- http://edcommunity.esri.com/arclessons/arclessons.cfm
- http://internal.gsd.harvard.edu/gis/man ... /index.htm (мои любимые )
- http://education.usgs.gov/
- http://www.usgs.gov/science/science.php?term=445
Часть материалов, конечно, могла устареть.
В свое время собирала ссылки с образовательными ресурсами по ГИС (не только опенсорс), ориентированные на студентов-геоморфологов со средним-начальным уровнем подготовки в ГИС.
привожу список (часть ссылок пропала - перестали работать):
- http://serc.carleton.edu/NAGTWorkshops/ ... 47660.html
- http://serc.carleton.edu/introgeo/gis/index.html
- http://www.innovativegis.com/basis/
- http://edcommunity.esri.com/arclessons/arclessons.cfm
- http://internal.gsd.harvard.edu/gis/man ... /index.htm (мои любимые )
- http://education.usgs.gov/
- http://www.usgs.gov/science/science.php?term=445
Часть материалов, конечно, могла устареть.
- Филиппов Владислав
- Гуру
- Сообщения: 1035
- Зарегистрирован: 17 фев 2006, 06:28
- Репутация: 144
- Ваше звание: Геннадич
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Re: Открытые ГИС в образовании
Платиновые слова! Я, со своим косноязычием, так бы не смог.Да и вообще, мы должны продвигать ГИС-образование, а не ОГИС-образование. Знания об одних - дорога к другим.
Да, нужно
и самое главное есть Груздь!я, например, начинаю с мелких кирпичиков. Они позволят нам 1)сначала собрать информацию, 2) обобщить её 3) начать предметно думать 4) если получиться и энтузиазьмь не загнётся, то действовать.
Для начала предлагаю в рамках дискуссии создать сводную таблицу.
И ещё раз попробую донести свою мысль - 2 этапа:
1. Основы ГИС это не зависит от специализации. Рассматриваются универсальные ГИС (Десктоп однозначно, а вот с вебГИСами незнаю, часов не хватит). Вот тут и нужна наша с вами кооперация, тут могут все участвовать. Это базовая часть.
2. Создание учебной ГИС со своей специализацией, например, у меня кадастровая ГИС. Тут, возможно, 1-2 человека наберётся на это направление. Это уже будет предмет по выбору.
Так как не у всех есть Арки и Мапы. Вот у меня в одном ВУЗе есть АркГИС, а в другом Панораму зачем-то купили (я думаю попил бабла), но мы знаем что Панорама квазиГИС. Так вот, ОГИС может установить каждый, поэтому и ориентация должна быть на них и не на одну, а на минимум 2 (у меня 3 - QGIS, gvSIG, KOSMO). Это многообразие демонстрирует тот подход, что в ВУЗе принципам учат, а не "кнопки нажимать". И что тот, кто понял суть ГИС, сможет работать в любой ГИС.
-
- Гуру
- Сообщения: 1695
- Зарегистрирован: 14 июн 2011, 16:47
- Репутация: 133
- Ваше звание: Завсегдатай
- Откуда: Череповец
Re: Открытые ГИС в образовании
Абсолютно правильная мысль про
. Лично меня только первый этап может заинтересовать. На второй часов не хватает. Да и специализация не из списка специальностей которые ГИС изучать должны.2 этапа
- Catharsis
- Активный участник
- Сообщения: 190
- Зарегистрирован: 18 дек 2008, 14:45
- Репутация: 22
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
Re: Открытые ГИС в образовании
Абсолютно согласен с Владиславом. У нас на кафедре преподается один спецкурс по ГИС, он как бы интегрирует и представление о ГИС в общем, и в то же время пытается научить студентов создавать ландшафтные карты. В итоге страдают обе части ГИС-образования: общая и специализированная. Студент, приходя на старших курсах на специализированную часть должен уже иметь достаточно неплохие знания в геоинформатике: разбираться в моделях данных, основных принципах и подходах. Только в этом случае в рамках специализированной части он сможет качественно решать задачи его специализации средствами ГИС.
cogito ergo sum
- rhot
- Гуру
- Сообщения: 1727
- Зарегистрирован: 25 янв 2011, 17:50
- Репутация: 194
- Ваше звание: доктор
- Откуда: Архангельск
Re: Открытые ГИС в образовании
Согласен с этим.Catharsis писал(а):Студент, приходя на старших курсах на специализированную часть должен уже иметь достаточно неплохие знания в геоинформатике: разбираться в моделях данных, основных принципах и подходах. Только в этом случае в рамках специализированной части он сможет качественно решать задачи его специализации средствами ГИС.
ГИС образование неразрывно связано с другими дисциплинами. Это следует учитывать при планировании.
У меня, например, образование лесохозяйственное. Были следующие курсы-предметы по ГИС:
- прикладная геодезия;
- картография;
- ГИС (часть I - общее представление);
- ГИС (часть II - углублённый разбор пространственного моделирования);
- ГИС в управлении;
- ГИС-проектирование.
Ещё не стоит забывать, будет ли ГИС самоцелью будущего специалиста, или лишь разовым прикладным инструментом, которым пользуются от случая к случаю.
К слову, учился азам ГИС не на open-source, узнал о QGIS только когда 12-месячная студенческая лицензия ArcGIS закончилась
___________(¯`·.¸(¯`·.¸ Scientia potentia est _/ {SILVA}:::{FOSS}:::{GIS} \_ Знание сила ¸.·´¯)¸.·´¯)___________
-
- Гуру
- Сообщения: 1085
- Зарегистрирован: 27 окт 2010, 10:53
- Репутация: 358
- Откуда: Ракурс & GISGeo
Re: Открытые ГИС в образовании
Ааааа, дурак я, вроде расшарил, а значит не до конца!Evgenia писал(а): Но не любой ленивый сможет заполнить..Мне google пишет "You need permission to access this item." Таблица закрыта?
Ссылка расшаренна!
..
Позволил себе начать заполнять таблицу. Присоединяйтесь!
Тут уже подняли вопрос о определённой блочной структуре. Давайте поднимем учебники, которые уже изданы. У меня в своё время, когда преподавал картографию и параллельно курс по выбору "ГИС", в основе лежал учебник Берлянта "Картография". Там есть раздел про ГИС. + Ещё куча всего. Есть много ссылок и скачанных работ. Куда выкладывать понять бы. ...Хорошо бы отдельную ветку заиметь
Последний раз редактировалось andreygeo 22 ноя 2012, 10:46, всего редактировалось 1 раз.
Проект GISGeo: геомаркетинг
-
- Участник
- Сообщения: 56
- Зарегистрирован: 26 июл 2012, 14:53
- Репутация: 4
Re: Открытые ГИС в образовании
Ребята а не хотите ли вы, заниматься не только со своими студентами у ВУЗАХ но и учить людей онлайн?
-
- Гуру
- Сообщения: 1085
- Зарегистрирован: 27 окт 2010, 10:53
- Репутация: 358
- Откуда: Ракурс & GISGeo
Re: Открытые ГИС в образовании
В принципе, базовая часть она уже есть. Учебников картографо-ГИС направленности много. Там всё уже хорошо расписано. Надо бы сделать сводную таблицу, посмотреть общее и отличное. Упростить, актуализировать. Привлечь иностранные учебники, благо их много на гислабе уже и так перечисленно. Я сегодня вечером пересмотрю все свои материалы, сделаю примерную таблицу, нормально её расшарю и вывешу.Филиппов Владислав писал(а): И ещё раз попробую донести свою мысль - 2 этапа:
1. Основы ГИС это не зависит от специализации. Рассматриваются универсальные ГИС (Десктоп однозначно, а вот с вебГИСами незнаю, часов не хватит). Вот тут и нужна наша с вами кооперация, тут могут все участвовать. Это базовая часть.
2. Создание учебной ГИС со своей специализацией, например, у меня кадастровая ГИС. Тут, возможно, 1-2 человека наберётся на это направление. Это уже будет предмет по выбору.
Проект GISGeo: геомаркетинг
-
- Гуру
- Сообщения: 1085
- Зарегистрирован: 27 окт 2010, 10:53
- Репутация: 358
- Откуда: Ракурс & GISGeo
Re: Открытые ГИС в образовании
А что за специализация? Всегда можно придумать, как ГИС впихнуть ))Petruxin писал(а):Абсолютно правильная мысль про. Лично меня только первый этап может заинтересовать. На второй часов не хватает. Да и специализация не из списка специальностей которые ГИС изучать должны.2 этапа
Проект GISGeo: геомаркетинг
- darsvid
- Активный участник
- Сообщения: 163
- Зарегистрирован: 29 июн 2012, 12:40
- Репутация: 115
- Откуда: Kyїv, Ukraine
- Контактная информация:
Re: Открытые ГИС в образовании
Что-то у меня все равно редактировать не получается, хотя зашла через гугл-аккаунт в расшаренную ссылку - поля выделяются, а вводить/ изменять текст не выходит (пишет - View only): кто умный - подскажите что я делаю не так?
По поводу вебинаров (обсуждается также в материалах сайта) - идея конечно хорошая, но давайте реально смотреть на вещи:
1) Это технически сложно организовать - ответственность
2) Как показали мастер-классы на конференции не все могут успевать за ведущим даже если сидят на первой парте и оочень стараются, т.е. где гарантия что прийдя на вебинар все синхронно все поймут-сделают-успеют и захотят прийти (тем более заплатить деньги во второй раз)
3) как писал amuriy времени на написание даже сложной статьи уходит все же меньше, чем на создание вебинара
4) статью проще поддерживать в актуальном состоянии
ну и т.д.
По поводу вебинаров (обсуждается также в материалах сайта) - идея конечно хорошая, но давайте реально смотреть на вещи:
1) Это технически сложно организовать - ответственность
2) Как показали мастер-классы на конференции не все могут успевать за ведущим даже если сидят на первой парте и оочень стараются, т.е. где гарантия что прийдя на вебинар все синхронно все поймут-сделают-успеют и захотят прийти (тем более заплатить деньги во второй раз)
3) как писал amuriy времени на написание даже сложной статьи уходит все же меньше, чем на создание вебинара
4) статью проще поддерживать в актуальном состоянии
ну и т.д.
-
- Гуру
- Сообщения: 2627
- Зарегистрирован: 29 мар 2007, 14:12
- Репутация: 34
- Откуда: Ukraine
Re: Открытые ГИС в образовании
Скорее всего, документ не расшарен полностью. Ждем автораdarsvid писал(а):Что-то у меня все равно редактировать не получается, хотя зашла через гугл-аккаунт в расшаренную ссылку - поля выделяются, а вводить/ изменять текст не выходит
Google hangouts, не?darsvid писал(а):1) Это технически сложно организовать - ответственность
Значит будет дополнительный стимул тщательнее готовиться и жестче следовать плану.darsvid писал(а):2) Как показали мастер-классы на конференции не все могут успевать за ведущим даже если сидят на первой парте и оочень стараются, т.е. где гарантия что прийдя на вебинар все синхронно все поймут-сделают-успеют и захотят прийти (тем более заплатить деньги во второй раз)
Отчасти соглашусь. Но у вебинаров несколько другая цель, это скорее разовое мероприятие, а не постоянный источник информации, как статья. Никакая статья не заменит живого общения, возможности задать вопрос по ходу выполнения.darsvid писал(а):3) как писал amuriy времени на написание даже сложной статьи уходит все же меньше, чем на создание вебинара
4) статью проще поддерживать в актуальном состоянии
-
- Участник
- Сообщения: 56
- Зарегистрирован: 26 июл 2012, 14:53
- Репутация: 4
Re: Открытые ГИС в образовании
Ответ
2. Суть вебинара как раз том что все всё видят... опять таки нужно пробивать что б говорить что все не будут успевать Вижу такие пути решение проблемы:
- делать запись и учащийся сам повторит если не успевает..
- организовать групи по уровню образования: естественно кто то знает больше кто то ничего и первые будут успевать все, вторые ничего... для таких отдельные уроки...
- делать уроки с не очень большим нагромождением информации
Опять таки нужно побывать, что б понять что будет ефективнее..
3. Честно неужели вам легче писать текст: правильно формулировать текст, делать принскрины, их редактировать и т.д. чем в онлайновом режиме делать то что вы умеете с параллельным объяснением что вы делаете и для чего? ... по сути вы проводите лекцию ... я ж правильно понял вы преподаватель у ВУЗЕ
4. Не совсем понял смысл этого утверждения...
я добавлю:
5 В тексте не всегда можно обьяснить все тонкости и нюансы, получается загромождение
ну и предложение не хотели бы вы к примеру, попробовать себя в роли ведущего вебинара, тем более у вас есть хорошая практика преподавания значит не будете теряться ...: по тематики SAGA тогда и все прочувствуем. Думаю такой пробный вебинар покажет сможет ли эта идея реализоваться или нет =)
1. Честно первым делом зашел в гугл и ввел "как организовать вебинар" весь популярна тема, есть платные и бесплатные сервисы... нужно побывать и искать наиболее подходящий вариант...darsvid писал(а):По поводу вебинаров (обсуждается также в материалах сайта) - идея конечно хорошая, но давайте реально смотреть на вещи:
2. Суть вебинара как раз том что все всё видят... опять таки нужно пробивать что б говорить что все не будут успевать Вижу такие пути решение проблемы:
- делать запись и учащийся сам повторит если не успевает..
- организовать групи по уровню образования: естественно кто то знает больше кто то ничего и первые будут успевать все, вторые ничего... для таких отдельные уроки...
- делать уроки с не очень большим нагромождением информации
Опять таки нужно побывать, что б понять что будет ефективнее..
3. Честно неужели вам легче писать текст: правильно формулировать текст, делать принскрины, их редактировать и т.д. чем в онлайновом режиме делать то что вы умеете с параллельным объяснением что вы делаете и для чего? ... по сути вы проводите лекцию ... я ж правильно понял вы преподаватель у ВУЗЕ
4. Не совсем понял смысл этого утверждения...
я добавлю:
5 В тексте не всегда можно обьяснить все тонкости и нюансы, получается загромождение
ну и предложение не хотели бы вы к примеру, попробовать себя в роли ведущего вебинара, тем более у вас есть хорошая практика преподавания значит не будете теряться ...: по тематики SAGA тогда и все прочувствуем. Думаю такой пробный вебинар покажет сможет ли эта идея реализоваться или нет =)
-
- Гуру
- Сообщения: 1085
- Зарегистрирован: 27 окт 2010, 10:53
- Репутация: 358
- Откуда: Ракурс & GISGeo
Re: Открытые ГИС в образовании
Can Edit поставлен. От кого-то пришли заявки, возможность редактирования поставлена. Туплю, простите.Voltron писал(а):darsvid писал(а): Скорее всего, документ не расшарен полностью. Ждем автора
Проект GISGeo: геомаркетинг
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя