Как мы работали с Департаментом транспорта г. Москвы
Добавлено: 25 июл 2013, 22:39
В январе 2013 г. к нам (NextGIS) через Совет OSM обратился советник руководителя ДТиРДТи (Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, далее Дептранс) Ринат Меняшев. Департаменту довольно срочно были нужны данные по остановкам общественного транспорта, которые можно было бы использовать в новой диспетчерской системе АСДУ НГПТ. Что важно для нас, Департамент положительно отнесся к тому, что собранные данные будут основываться на данных OpenStreetMap, будут полностью совместимы с ними и открыты.
Мы были очень заинтересованы в проекте. Открытые государственные данные являются трендом в современном мире, и многие города стремятся публиковать их и поддерживать их создание. Открытые данные об общественном транспорте позволяют строить маршруты с учетом его использования, анализировать транспортную доступность районов и делать много других интересных вещей. Мы надеялись, что подобный большой совместный проект государственного Дептранса, нашей компании и общественного инициативы будет полезен обеим организациям и станет первым российским примером подобного успешного сотрудничества, на который можно будет ссылаться впоследствии.
К сожалению все закончилось банальным "киданием" подрядчика, то есть нас. Поскольку Дептранс очевидно не заинтересован в конструктивном решении проблемы, а судебные перспективы нулевые, выношу историю на общее рассмотрение. Возможно кому-то поможет в дальнейшем сотрудничестве с этим заказчиком.
Вот история.
Итак, интерес выражен, на первой же встрече была озвучена стоимость работ, Департамент возражений не высказал, началась работа по заключению договора. Забегая вперед скажу, что заключен он так и не был, о причинах ниже.
Департаментом были поставлены следующие условия:
1. срок сдачи данных - 1 мая 2013 года
2. данные по всем остановкам общественного транспорта города, координаты и несколько атрибутов (12 тыс пунктов)
3. из исходных данных есть только расписания движения транспорта и очень неточные координаты остановок, использовавшиеся для моделирования транспортных потоков и взятые вообще непонятно откуда.
Для создания данных было принято решение использовать разнообразные открытые источники информации и по 10% провести полевой сбор и проверку, также мы должны были разработать редактора остановок и инструмента для валидации и подсчета статистики. На основании обговоренного технического задания мы еще раз прислали своё финансовое предложение и 13 января Дмитрий Калужский, замдиректора ЦОДД, распорядился, чтобы мы "срочно" начинали работы, гарантировав заключение договора и оплату. В последствие такие гарантии мы услышали еще несколько раз.
Из-за большого объема работы (12 тысяч остановок) и ее срочности (всего 3 месяца) было понятно, что начинать работы нужно чем раньше, тем лучше, на этом настаивали и представители Департамента.
Договор так и не был заключен по двум причинам:
1. Источник финансирования
ДепТранс более полутора месяцев искал, кто из их подразделений будет подписывать договор с их стороны и производить оплату. Сначала средства на работу планировалось выделить из выделенных на создание данных для портала открытых данных, потом из бюджета Мосгортранса, потом самого ЦОДД, потом еще кого-то и так покругу.
2. Условия
Постоянно менялись условия, то это было включая Новую Москву, то без нее, то планировалось собрать 5 атрибутов по каждой остановке, то 25, соответственно менялись деньги, проводился поиск источников данных, менялись заинтересованные лица, согласования-согласования-согласования.
Первоначально мы договорились отмечать координаты остановок, наличие у каждой скамейки и крыши, а также ссылку на панораму. Данные предполагалось делать только для одной системы координат. Процесс согласования в ДепТрансе затянулся до двадцатых чисел февраля, когда на одной из встреч выяснилось, что техническое задание изменяется - теперь Департаменту нужно больше атрибутов (список состоял из 20 пунктов, включая длину заездного кармана, наличие пешеходного перехода в определенном радиусе, а также есть ли у павильона подведенное электричество). Кроме того, оказалось, что нужны координаты и для второй системы, при этом все сроки остались прежними. После этого ДепТранс еще 10 дней определялся с окончательным список атрибутов, а также с наличием у них исходных данных для этого, а мы временно прекратили работы, потому что было непонятно, что все-таки нужно делать. Естественно, в таких условиях мы были вынуждены увеличить общую сумму бюджета проекта почти в два раза, поскольку объем работ (и главное, сроки сдачи) были очень серьезными, кроме того, мы к этому моменту уже сделали 2 тысячи остановок, которые теперь нужно было переделать.
Тем временем сроки подтверждались, гарантии получались и работа по сбору данных продолжалась. К моменту, когда нам было озвучено окончательное решение, мы сделали три четверти всего проекта - были предварительно обработаны исходные данные по расписаниям, разработаны веб-редактор, веб-приложение для валидации данных, мобильное приложение для сбора данных полевыми группами и введено 6 тысяч остановок.
Тут мы наконец поняли, что дело пахнет керосином, г-н Меняшев окончательно развел руками и еще 2 недели добивались от г-на Калужского какого-либо ответа насчет перспектив проекта. Наконец, во время личной встречи с ним нам было озвучено, что срочность исчезла, проект Дептрансу стал не нужен и оплаты уже сделанных работ с их стороны не будет. Якобы Дептранс решил, что была запрошена слишком большая сумма. То что она была озвучена в самом начале, неоднократно обсуждалась и была обоснована в письменном виде его не смутило. Финал.
Так компания потеряла сумму равную зарплатам 5 человек за 2-3 месяца. Никакие результаты переданы не были.
Попытка обратиться с письмами к Михайлову Е.Ф., первому заместителю руководителя ДепТранса (29 апреля 2013) и в ДИТ (23 апреля 2013, см. послесловие) к результатам не привели.
Послесловие
Тем временем Департамент ИТ г. Москвы 9-ого апреля выложил на портале открытых данных (http://data.mos.ru/datasets/752) данные по остановкам. Это были те же данные, которые были выданы нам в качестве одного из источников и которые, как мы знали, имеют очень большое количество (сотни, если не тысячи) ошибок и неточностей. Мы также написали письмо и им, где указали на проблемы этих данных и рассказали о нашем "проекте" с ДепТрансом. По нашей информации, они переслали это письмо в ДепТранс (такая ирония), разумеется он не ответил.
Выводы
1. Дептранс в лице упомянутых выше лиц принимающих решения является недобросовестным заказчиком, который может кинуть исполнителя без особых угрызений совести.
2. Дептранс, а вместе с ним и другие связанные департаменты, по всей видимости, абсолютно не заинтересованы в качестве своих данных, как закрытых, так и открытых.
3. Во всем что касается данных в Дептрансе царит полный бардак.
PS: Пожалуйста, если хотите прокомментировать, обойдитесь без капитанского "без договоров не работают".
Важное дополнение:
1. У меня нет и не может быть формальных претензий к Дептрансу (сам виноват).
2. Этой историей я больше хотел подчеркнуть морально-этические (могут "внезапно" отказаться), а не бизнес качества людей/организаций с которыми мы работали.
3. Мне кажутся неуместными в контексте данной истории выводы типа "все проворовались", "не дал на лапу", "нельзя работать с госструктурами" и прочие обвинения в корупции и т.д.
Мы были очень заинтересованы в проекте. Открытые государственные данные являются трендом в современном мире, и многие города стремятся публиковать их и поддерживать их создание. Открытые данные об общественном транспорте позволяют строить маршруты с учетом его использования, анализировать транспортную доступность районов и делать много других интересных вещей. Мы надеялись, что подобный большой совместный проект государственного Дептранса, нашей компании и общественного инициативы будет полезен обеим организациям и станет первым российским примером подобного успешного сотрудничества, на который можно будет ссылаться впоследствии.
К сожалению все закончилось банальным "киданием" подрядчика, то есть нас. Поскольку Дептранс очевидно не заинтересован в конструктивном решении проблемы, а судебные перспективы нулевые, выношу историю на общее рассмотрение. Возможно кому-то поможет в дальнейшем сотрудничестве с этим заказчиком.
Вот история.
Итак, интерес выражен, на первой же встрече была озвучена стоимость работ, Департамент возражений не высказал, началась работа по заключению договора. Забегая вперед скажу, что заключен он так и не был, о причинах ниже.
Департаментом были поставлены следующие условия:
1. срок сдачи данных - 1 мая 2013 года
2. данные по всем остановкам общественного транспорта города, координаты и несколько атрибутов (12 тыс пунктов)
3. из исходных данных есть только расписания движения транспорта и очень неточные координаты остановок, использовавшиеся для моделирования транспортных потоков и взятые вообще непонятно откуда.
Для создания данных было принято решение использовать разнообразные открытые источники информации и по 10% провести полевой сбор и проверку, также мы должны были разработать редактора остановок и инструмента для валидации и подсчета статистики. На основании обговоренного технического задания мы еще раз прислали своё финансовое предложение и 13 января Дмитрий Калужский, замдиректора ЦОДД, распорядился, чтобы мы "срочно" начинали работы, гарантировав заключение договора и оплату. В последствие такие гарантии мы услышали еще несколько раз.
Из-за большого объема работы (12 тысяч остановок) и ее срочности (всего 3 месяца) было понятно, что начинать работы нужно чем раньше, тем лучше, на этом настаивали и представители Департамента.
Договор так и не был заключен по двум причинам:
1. Источник финансирования
ДепТранс более полутора месяцев искал, кто из их подразделений будет подписывать договор с их стороны и производить оплату. Сначала средства на работу планировалось выделить из выделенных на создание данных для портала открытых данных, потом из бюджета Мосгортранса, потом самого ЦОДД, потом еще кого-то и так покругу.
2. Условия
Постоянно менялись условия, то это было включая Новую Москву, то без нее, то планировалось собрать 5 атрибутов по каждой остановке, то 25, соответственно менялись деньги, проводился поиск источников данных, менялись заинтересованные лица, согласования-согласования-согласования.
Первоначально мы договорились отмечать координаты остановок, наличие у каждой скамейки и крыши, а также ссылку на панораму. Данные предполагалось делать только для одной системы координат. Процесс согласования в ДепТрансе затянулся до двадцатых чисел февраля, когда на одной из встреч выяснилось, что техническое задание изменяется - теперь Департаменту нужно больше атрибутов (список состоял из 20 пунктов, включая длину заездного кармана, наличие пешеходного перехода в определенном радиусе, а также есть ли у павильона подведенное электричество). Кроме того, оказалось, что нужны координаты и для второй системы, при этом все сроки остались прежними. После этого ДепТранс еще 10 дней определялся с окончательным список атрибутов, а также с наличием у них исходных данных для этого, а мы временно прекратили работы, потому что было непонятно, что все-таки нужно делать. Естественно, в таких условиях мы были вынуждены увеличить общую сумму бюджета проекта почти в два раза, поскольку объем работ (и главное, сроки сдачи) были очень серьезными, кроме того, мы к этому моменту уже сделали 2 тысячи остановок, которые теперь нужно было переделать.
Тем временем сроки подтверждались, гарантии получались и работа по сбору данных продолжалась. К моменту, когда нам было озвучено окончательное решение, мы сделали три четверти всего проекта - были предварительно обработаны исходные данные по расписаниям, разработаны веб-редактор, веб-приложение для валидации данных, мобильное приложение для сбора данных полевыми группами и введено 6 тысяч остановок.
Тут мы наконец поняли, что дело пахнет керосином, г-н Меняшев окончательно развел руками и еще 2 недели добивались от г-на Калужского какого-либо ответа насчет перспектив проекта. Наконец, во время личной встречи с ним нам было озвучено, что срочность исчезла, проект Дептрансу стал не нужен и оплаты уже сделанных работ с их стороны не будет. Якобы Дептранс решил, что была запрошена слишком большая сумма. То что она была озвучена в самом начале, неоднократно обсуждалась и была обоснована в письменном виде его не смутило. Финал.
Так компания потеряла сумму равную зарплатам 5 человек за 2-3 месяца. Никакие результаты переданы не были.
Попытка обратиться с письмами к Михайлову Е.Ф., первому заместителю руководителя ДепТранса (29 апреля 2013) и в ДИТ (23 апреля 2013, см. послесловие) к результатам не привели.
Послесловие
Тем временем Департамент ИТ г. Москвы 9-ого апреля выложил на портале открытых данных (http://data.mos.ru/datasets/752) данные по остановкам. Это были те же данные, которые были выданы нам в качестве одного из источников и которые, как мы знали, имеют очень большое количество (сотни, если не тысячи) ошибок и неточностей. Мы также написали письмо и им, где указали на проблемы этих данных и рассказали о нашем "проекте" с ДепТрансом. По нашей информации, они переслали это письмо в ДепТранс (такая ирония), разумеется он не ответил.
Выводы
1. Дептранс в лице упомянутых выше лиц принимающих решения является недобросовестным заказчиком, который может кинуть исполнителя без особых угрызений совести.
2. Дептранс, а вместе с ним и другие связанные департаменты, по всей видимости, абсолютно не заинтересованы в качестве своих данных, как закрытых, так и открытых.
3. Во всем что касается данных в Дептрансе царит полный бардак.
PS: Пожалуйста, если хотите прокомментировать, обойдитесь без капитанского "без договоров не работают".
Важное дополнение:
1. У меня нет и не может быть формальных претензий к Дептрансу (сам виноват).
2. Этой историей я больше хотел подчеркнуть морально-этические (могут "внезапно" отказаться), а не бизнес качества людей/организаций с которыми мы работали.
3. Мне кажутся неуместными в контексте данной истории выводы типа "все проворовались", "не дал на лапу", "нельзя работать с госструктурами" и прочие обвинения в корупции и т.д.