Применение ГИС в авиационной охране лесов

ГИС и ДЗЗ в Охране Природы, РПП и смежных науках (экологии, биологии и лесном деле)
Аватара пользователя
gimran
Гуру
Сообщения: 1902
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 15:43
Репутация: 242
Откуда: Уфа

Re: Применение ГИС в авиационной охране лесов

Сообщение gimran » 27 сен 2014, 10:36

Мы в 2011 году информатизацию начали всерьез (ввод данных по госзаданию).
Переходный период занял год.
В ходе информатизации как раз переходный период самая важная часть.
Тут надо подходить медленно, без карательных санкций и по-человечески. Если даже программа на 100% удобна - не надо заставлять жестко все делать, а делать обменные форматы и добиваться снижения бумажной волокиты, признавать ошибки программистов и собственноручно исправлять ошибки в данных, введенных в программе. Побольше самокритики и признания, что исполнитель лучше знает, чем программа и программист. Учитывать региональные особенности, требования региональных органов, унифицировать возможностью различных форматов вывода информации под различные регионы.
Искать возможность взаимообмена и поддержки различных форматов.
В итоге все сами перейдут и изучат, потому что удобнее и выбор сознателен и разумен.
Например, недавно сделал программку одну настольную, опытным путем внедрил в филиале: вводим информацию о положении, программа подгружает нужные таблицы и остается ввести исходные данные, нажать несколько кнопок и получить пакет документов.
Программу доделал в конце июля-августе.
Даже ранние глючные версии завоевали популярность у исполнителей, снизив время работ в 3-4 раза, дублирование ввода данных.
Думаю функционал расширить в следующем году.

А вот ГЛР тот же совершенно кривой вышел во многом из-за того, что они от взаимообмена отказались, поддержки множества форматов, гибкости запросов и ошибок на стадии проектирования БД и загрузки данных (толстый клиент, sql запросы уровня select * from и построчного поиска данных сравнением и тд).
То есть глобальной ошибки.
Жду ЕСАУЛ, там программисты адекватные и базу гисовскую хорошую сделали на уровне логики загрузки данных.

[ Сообщение с мобильного устройства ]

Аватара пользователя
nadiopt
Гуру
Сообщения: 4744
Зарегистрирован: 29 янв 2009, 13:27
Репутация: 495
Ваше звание: хрюкало
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Применение ГИС в авиационной охране лесов

Сообщение nadiopt » 27 сен 2014, 10:58

помнится, в 2011 г. народ летал на аэротаксацию короедников с кугисом на нетбуке-трансформере с сенсорным экраном, причем кугис был самый обычный, не для планшетов

троллмод: Тимур, все-таки в РЛЗ информатизация чуток пораньше началась, АРМ ЦЗЛ и maximfo делались несколько лет и при мне уже работали, это уж потом их отменили и начали новое делать
ин гроссен фамилен нихт клювен клац клац

Аватара пользователя
gimran
Гуру
Сообщения: 1902
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 15:43
Репутация: 242
Откуда: Уфа

Re: Применение ГИС в авиационной охране лесов

Сообщение gimran » 27 сен 2014, 11:49

Надежда, имел ввиду ввод данных в полевых условиях в устройства в 2011 начался. До этого ввод был в офисах в эксель.
То есть принципиальная разница есть. Как один из противников информатизации 2011 года говорю, когда нечто заставили вводить и юзать :)

Вернемся к теме:
Мобильное приложение должно позволять вводить данные и визуализировать упрощенно, а серверу уже делать окончательную визуализацию по правилам и подготовку для печати с сервера через веб-сервис или офисного компьютера/ноутбука.

[ Сообщение с мобильного устройства ]

Аватара пользователя
Алексей Мажара
Активный участник
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 11 июн 2009, 07:33
Репутация: 20
Откуда: Комсомольск-на Амуре

Re: Применение ГИС в авиационной охране лесов

Сообщение Алексей Мажара » 27 сен 2014, 13:01

gimran писал(а): Вернемся к теме:
Мобильное приложение должно позволять вводить данные и визуализировать упрощенно, а серверу уже делать окончательную визуализацию по правилам и подготовку для печати с сервера через веб-сервис или офисного компьютера/ноутбука.

[ Сообщение с мобильного устройства ]
Не совсем понял мысль про работу сервера. Пожалуй, следует добавить к списку пожеланий - автономность и независимость от связи. Практически это очень важно.

Аватара пользователя
gimran
Гуру
Сообщения: 1902
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 15:43
Репутация: 242
Откуда: Уфа

Re: Применение ГИС в авиационной охране лесов

Сообщение gimran » 27 сен 2014, 17:33

Алексей, смотрите, как я понял Вас:
Вы отображаете карту в воздухе/на земле, записываете трек и ставите отдельные точки или рисуете полигон.
То есть навигация, ориентирование и запись данных.
Это первая задача.
Вторая задача: отобразить данные для печати/информирования.
Тут нужна карта, оформленная по правилам тушения пожара, в масштабе, площади объектов, возможно еще импорт атрибутивной информации для составления различной отчетности.
Это вторая задача.
При этом данные из первой задачи переходят во вторую.
На мой взгляд оптимальное решение задачи такое:
Первую задачу решаем в полевых условиях.
При наличии интернета пересылаем данные, собранные в первой задачи в компьютер (сервер) в контору.
Там данные автоматически заносятся в базу данных, отображаются на карте и в автоматическом или полуавтоматическом редиме пересылаются в центральную авиабазу (Авиалесоохрану) + есть возможность по паролю открыть данные с этого компьютера и посмотреть отчеты или на карте (например, для администрации региона, мчс или иных заинтересованных структур и организаций).
При желании на этом же этапе можно сделать автоматическую пересылку данных документов по электронной почте нужным организациям.
На этом же этапе карта в заданном масштабе с условными знаками по правилам тушения формируется.
Лично я так вижу оптимальное решение данной задачи, если я Вас верно понял и верно понимаю примерную работу решению задачи авиационной охраны, защиты и пожаротушения лесов.

PS Если уж совсем идеальную программу для андроида делать, а не oruxmaps брать, то сделать так, чтобы можно было, используя встроенный функционал Андроида, надиктовывать атрибутивную информацию с автоматическим распознаванием в текст (для предотвращения ошибок задав определенный словарь наиболее частовстречающихся слов), что позволит освободить руки.

[ Сообщение с мобильного устройства ]

Аватара пользователя
Алексей Мажара
Активный участник
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 11 июн 2009, 07:33
Репутация: 20
Откуда: Комсомольск-на Амуре

Re: Применение ГИС в авиационной охране лесов

Сообщение Алексей Мажара » 27 сен 2014, 18:51

Думаю, вы меня практически поняли. Поправлю некоторые моменты.
1 Условные знаки должны ставится вручную летнабом в полете.
2 автоматическую рассылку можно сделать исходя из территориальной принадлежности. То есть, если лесхоз комсомольский, то автоматически высвечивается адрес этого лесничества+авиабазы с возможностью редактирования и добавления адресов емэйл.
3 вариант с генератором преобразования голоса в текст отпадает. Если вы летали в ан-2 то поймете о чем я.
4 вариант с централизацией (отправка в центральную базу) можно оставить на будущее. Главное понять, как это работает на уровне региона.

Аватара пользователя
gimran
Гуру
Сообщения: 1902
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 15:43
Репутация: 242
Откуда: Уфа

Re: Применение ГИС в авиационной охране лесов

Сообщение gimran » 27 сен 2014, 19:16

1. Да, это и предполагал. Вроде, судя по инструкции к oruxmaps, можно сделать даже в oruxmaps, подготовив набор условных знаков. Но тут есть одно НО: знак, скажем, автомобиля должен крутиться на 360 градусов. В ккгисе можно создать знак и выбрав его задать "угол поворота по значению в поле таком-то в атрибутивной таблице", а для oruxmaps придется делать минимум 8 знаков автомобиля: ориентация на С, на СЗ, на З и тд.
То есть или 8 знаков делать на каждый точечный значок, или "ставим автомобиль в планшете и в атрибутике пишем градус", а на стационарном компьютере берем градусы и делаем разворот знака на заданный угол.
2. Разумно.
3. Имел ввиду подобное при наличии гарнитуры в ухе при наземных работах по тушению. Хотя да, здесь проще надиктовать кому-то :)
4. Я нарисовал идеальную картину :)
По идее можно на форуме придумать как все хочется видеть, а затем Вам написать в Авиалесоохрану, насколько помню, там толковые программисты работают (два РАНовских института), чтоб они реализовали. И Вам польза, и им гранты с научной работой и статьями.
По крайней мере у меня такое мнение и совет.

[ Сообщение с мобильного устройства ]

Аватара пользователя
Алексей Мажара
Активный участник
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 11 июн 2009, 07:33
Репутация: 20
Откуда: Комсомольск-на Амуре

Re: Применение ГИС в авиационной охране лесов

Сообщение Алексей Мажара » 27 сен 2014, 19:25

Что касается грантов для авиалесохраны, надо подумать. Исдм придуман и реализован за бешенные бабки, но остался закрытым для простых смертных. Тут хочется не быть зависимым от кого то. А то идея будет по любому перевернута и сделана как покажется удобней и лучше центробазе. Пожалуй, оставлю и сформирую до конца идею местным умельцам (очень надеюсь, что таких найду).
Может и тут кто поддержит технически эту мысль...

Аватара пользователя
Алексей Мажара
Активный участник
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 11 июн 2009, 07:33
Репутация: 20
Откуда: Комсомольск-на Амуре

Re: Применение ГИС в авиационной охране лесов

Сообщение Алексей Мажара » 27 сен 2014, 19:29

И еще. По вопросу поворота знаков. Это желательно применить больше к линейным объектам (минполоса, стрелка направления ветра и тд).

Аватара пользователя
gimran
Гуру
Сообщения: 1902
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 15:43
Репутация: 242
Откуда: Уфа

Re: Применение ГИС в авиационной охране лесов

Сообщение gimran » 27 сен 2014, 20:01

Стрелка направления ветра вроде бы одна на карту же?
Если очень надо - могу контакт на одного программиста дать, который на Андроиде программирует, может с ним обсудите.
Но тут, повторюсь, прежде надо четко прлдумать всю систему детально, написать все, иначе напрасная трата денег и времени.
Сам готов придумать, но на Вндроиде даже не пытался программировать. Впрочем, если все придумаем и попытаюсь начать, то возможно бесплатно могу поучаствовать или за символическую плату.
PS НЛ-10 сейчас, кстати, до сих пор используют? У меня от деда осталась, все никак от любопытства не изучу руководство как ей пользоваться :)

[ Сообщение с мобильного устройства ]

Аватара пользователя
Алексей Мажара
Активный участник
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 11 июн 2009, 07:33
Репутация: 20
Откуда: Комсомольск-на Амуре

Re: Применение ГИС в авиационной охране лесов

Сообщение Алексей Мажара » 27 сен 2014, 20:31

Нл-10 будет вечно! На андроиде и в деревянном исполнении есть)) пользуюсь систематически.

Аватара пользователя
gimran
Гуру
Сообщения: 1902
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 15:43
Репутация: 242
Откуда: Уфа

Re: Применение ГИС в авиационной охране лесов

Сообщение gimran » 28 сен 2014, 15:55

Давайте тогда уж затронем какую информацию необходимо вводить с планшета?
Имею ввиду и картографическую, и атрибутивную.
Если можно, ссылками на документы + неотраженное в них, но фактически необходимую.

[ Сообщение с мобильного устройства ]

Аватара пользователя
gimran
Гуру
Сообщения: 1902
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 15:43
Репутация: 242
Откуда: Уфа

Re: Применение ГИС в авиационной охране лесов

Сообщение gimran » 28 сен 2014, 17:06

Нашел следующий любопытный документ: http://www.aviales.ru/files/documents/2 ... er1982.doc
По идее на его основе программный комплекс следует начинать проектировать?

[ Сообщение с мобильного устройства ]

Аватара пользователя
gimran
Гуру
Сообщения: 1902
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 15:43
Репутация: 242
Откуда: Уфа

Re: Применение ГИС в авиационной охране лесов

Сообщение gimran » 28 сен 2014, 17:57

Алексей, если Вам не сложно, пожалуйста напишите мне в личку или здесб, я тут одну свою теорию хочу проверить.
От Вас нужны: данные в каком районе смотреть и период сильных пожаров у Вас в регионе в этом районе.
Хочу взять снимок за месяц-два до происшествия (или на конец лета предыдущего года) и попытаться рассчитать один индекс, а затем показать Вам, чтобы потом Вы сказали коррелируют или нет данные индекса с дальнейшим развитием пожаров.
Если коррелируют - сделаю Вам эти расчеты на весь регион и пользуйтесь (а сам начну писать статью), если нет, то значит теория ошибочна или надо мне добавить дополнительные переменные.
Просто по лесопатологии начинал делать, потом забросил по причине занятости, сейчас думаю вернуться к работе, но как понимаю, мои расчеты и теория интересна и для авиалесоохраны, ну и перепроверить хлчется, потому что корреляцию с лесопатологией нашел, но хочется перепроверить и по факту возгораний и горимости.

[ Сообщение с мобильного устройства ]

Аватара пользователя
Алексей Мажара
Активный участник
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 11 июн 2009, 07:33
Репутация: 20
Откуда: Комсомольск-на Амуре

Re: Применение ГИС в авиационной охране лесов

Сообщение Алексей Мажара » 29 сен 2014, 00:35

gimran писал(а):Давайте тогда уж затронем какую информацию необходимо вводить с планшета?
Имею ввиду и картографическую, и атрибутивную.
Если можно, ссылками на документы + неотраженное в них, но фактически необходимую.

[ Сообщение с мобильного устройства ]
Давайте, соберу всю информацию в кучу, оформлю мысли и отправлю в личку. По ходу разговора, появились идеи, надо еще раз подумать. :D

Ответить

Вернуться в «Охрана природы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость