первая в мире космосъемка
-
- Завсегдатай
- Сообщения: 257
- Зарегистрирован: 06 фев 2006, 20:16
- Репутация: 39
первая в мире космосъемка
Раз уж taimyr'ом открыта в блоге рубрика "воспоминания ветеранов" gis-lab.info/blog/2010-10/gis-before-pc/ , то я тоже туда подключусь.
Вот рассказ про первый в мире опыт дистанционного зондирования с помощью ракеты (из книжки про историю ракетной техники в Германии). Он же - составление первой мозаики космоснимков. Оперативность съемки - несколько минут.
Дрезден, 1890-1900е годы.
********************************************************
"Стимулом к возрождению проектов мощных ракет стали начатые в 1900 году опыты по подъему на большие высоты фотографических аппаратов для целей аэросъемки. Осуществил их немецкий инженер Альфред Мауль.
Из официальной биографии видно, что Альфред Мауль был человеком живым, увлекающимся и открытым новым идеям. Свою идею фотосъемки местности с помощью ракет он начал реализовывать уже в конце 1890-х годов. Первые эксперименты относятся к 1900 году. Для их проведения Мауль выбрал никем не занятое поле вблизи Дрездена. В 1903 году инженеру был предоставлен военный плац у Кенигсбрюка.
На протяжении семи лет Мауль спроектировал девять типов ракетных аппаратов и построил шесть из них. При этом немецкий инженер всегда действовал в определенной последовательности. Сначала он испытывал ракету без фотокамеры, что логично; затем следовала серия снимков местности без предварительного выбора участка съемки, на пробу. Если оба этих испытания проходили удовлетворительно, можно было снимать определенную территорию. Разумеется, были и сбои. Ракеты Мауля взрывались на старте, затвор фотокамеры не открывался, и так далее.
Порох для своих ракет Мауль покупал на большом заводе фейерверков семьи Фишер в Вайнболе.
Позже, когда военное ведомство заинтересовалось ракетами Мауля, он получил возможность использовать морские спасательные ракеты со склада пиротехнической лаборатории Берлина-Шандау.
По результатам испытаний ракет 1903 года Мауль получил свой первый патент в этой области: «Ракетный аппарат для фотографирования предварительно выбранных участков местности».
Первые экземпляры ракет имели стартовую массу до 25 кг, причем только 200 гр приходились на фотокамеру. Они могли достигать высоты полета от 200 до 400 метров. Корпус ракеты был похож на большой артиллерийский снаряд. Деревянный силовой набор покрывался картонной обшивкой. При этом ракета состояла из трех частей. В верхней части помещался фотоаппарат, средняя цилиндрическая часть вмещала в себя твердотопливный двигатель, парашют и десятиметровую ленту, а нижняя часть представляла собой длинную палку с оперением.
Особое внимание Альфред Мауль уделял проблеме стабилизации ракет в полете. В патентном письме 1903 года он описывает, как можно бороться с вращением ракеты с помощью аэродинамического стабилизатора. В ракетах позднего времени Мауль применил гироскопы. В ракетах Мауля гироскопы выглядели так: электрический импульс освобождал падающий груз, который раскручивал горизонтально расположенный маховик, два маховичка поменьше устраняли случайное вращение ракеты вокруг главного маховика.
Возможно, Мауль был первым, кто применил гиростабилизацию в ракетном деле. Благодаря этому нововведению, его ракеты двигались по заранее рассчитанной траектории, и снимки местности внизу получались очень четкими.
Срабатывание затвора фотокамеры в нужный момент достигалось регистрацией давления набегающего воздушного потока. На носу ракеты устанавливалась небольшая пластинка, прижимающая пружину. В верхней точки траектории ракета на долю секунды «останавливалась», давление набегающего воздушного потока падало, пружина освобождалась, приводя в действие механическую задвижку, а та в свою очередь — затвор фотокамеры. Мауль добился того, что при подъеме ракеты на высоту от 600 до 800 метров можно
было фотографировать местность с хорошей детализацией на дальность от 2,2 до 3,4 километров. Участки местности для съемки можно было выбрать на месте старта с помощью специального прибора, установленного на лафете. После нескольких запусков полученные кадры монтировались в короткий фильм, где состыковывались ближние и дальние участки. Теоретически можно было снимать местность на удалении до 80 километров.
Последние экземпляры ракет Мауля достигали веса в 42 кг. Полученные снимки поражали своим высоким качеством: хорошо различались дома, улицы, дороги.
Для обеспечения старта своих ракет дрезденский инженер строил мобильные складывающиеся лафеты весом 400 кг. Расчет привозил сложенный лафет на стартовую позицию и раскладывал его. Невдалеке ставили флаг, показывающий направление ветра. После внесения поправок на силу и направление ветра с помощью специального прибора, установленного на лафете, выбирали нужный участок местности, подлежащий фотографированию. Ракета поджигалась с расстояния в 200 метров. Первый электрический импульс освобождал падающий груз, раскручивающий волчок гиростабилизатора, второй - воспламенял порох. Через несколько секунд ракета достигала высшей точки своего полета, сразу после этого срабатывал затвор фотокамеры и вытягивался тормозной парашют. При этом ракета разделялась на две части. Непосредственно на стропах парашюта висел головной конус со спрятанной в нем фотокамерой. Ниже на
десятиметровой ленте висела выработанная ракетная гильза со стабилизатором. Камеру подбирали и готовили к старту в составе новой ракеты. Снимок получали через шесть минут после приземления ракеты, что для тех времен было почти абсолютным рекордом. Первые эксперименты на плацу Кенигсбрюка проводились в глубокой тайне. Мауль сам прекрасно представлял преимущества своих ракет на арене военных действий: их было значительно труднее вывести из строя, чем привязные аэростаты, которые применялись для разведки местности. Так, в одном из экспериментов сотня пехотинцев обстреляли ракету во время снижения - подобранная ракета оказалась неповрежденной."
Вот рассказ про первый в мире опыт дистанционного зондирования с помощью ракеты (из книжки про историю ракетной техники в Германии). Он же - составление первой мозаики космоснимков. Оперативность съемки - несколько минут.
Дрезден, 1890-1900е годы.
********************************************************
"Стимулом к возрождению проектов мощных ракет стали начатые в 1900 году опыты по подъему на большие высоты фотографических аппаратов для целей аэросъемки. Осуществил их немецкий инженер Альфред Мауль.
Из официальной биографии видно, что Альфред Мауль был человеком живым, увлекающимся и открытым новым идеям. Свою идею фотосъемки местности с помощью ракет он начал реализовывать уже в конце 1890-х годов. Первые эксперименты относятся к 1900 году. Для их проведения Мауль выбрал никем не занятое поле вблизи Дрездена. В 1903 году инженеру был предоставлен военный плац у Кенигсбрюка.
На протяжении семи лет Мауль спроектировал девять типов ракетных аппаратов и построил шесть из них. При этом немецкий инженер всегда действовал в определенной последовательности. Сначала он испытывал ракету без фотокамеры, что логично; затем следовала серия снимков местности без предварительного выбора участка съемки, на пробу. Если оба этих испытания проходили удовлетворительно, можно было снимать определенную территорию. Разумеется, были и сбои. Ракеты Мауля взрывались на старте, затвор фотокамеры не открывался, и так далее.
Порох для своих ракет Мауль покупал на большом заводе фейерверков семьи Фишер в Вайнболе.
Позже, когда военное ведомство заинтересовалось ракетами Мауля, он получил возможность использовать морские спасательные ракеты со склада пиротехнической лаборатории Берлина-Шандау.
По результатам испытаний ракет 1903 года Мауль получил свой первый патент в этой области: «Ракетный аппарат для фотографирования предварительно выбранных участков местности».
Первые экземпляры ракет имели стартовую массу до 25 кг, причем только 200 гр приходились на фотокамеру. Они могли достигать высоты полета от 200 до 400 метров. Корпус ракеты был похож на большой артиллерийский снаряд. Деревянный силовой набор покрывался картонной обшивкой. При этом ракета состояла из трех частей. В верхней части помещался фотоаппарат, средняя цилиндрическая часть вмещала в себя твердотопливный двигатель, парашют и десятиметровую ленту, а нижняя часть представляла собой длинную палку с оперением.
Особое внимание Альфред Мауль уделял проблеме стабилизации ракет в полете. В патентном письме 1903 года он описывает, как можно бороться с вращением ракеты с помощью аэродинамического стабилизатора. В ракетах позднего времени Мауль применил гироскопы. В ракетах Мауля гироскопы выглядели так: электрический импульс освобождал падающий груз, который раскручивал горизонтально расположенный маховик, два маховичка поменьше устраняли случайное вращение ракеты вокруг главного маховика.
Возможно, Мауль был первым, кто применил гиростабилизацию в ракетном деле. Благодаря этому нововведению, его ракеты двигались по заранее рассчитанной траектории, и снимки местности внизу получались очень четкими.
Срабатывание затвора фотокамеры в нужный момент достигалось регистрацией давления набегающего воздушного потока. На носу ракеты устанавливалась небольшая пластинка, прижимающая пружину. В верхней точки траектории ракета на долю секунды «останавливалась», давление набегающего воздушного потока падало, пружина освобождалась, приводя в действие механическую задвижку, а та в свою очередь — затвор фотокамеры. Мауль добился того, что при подъеме ракеты на высоту от 600 до 800 метров можно
было фотографировать местность с хорошей детализацией на дальность от 2,2 до 3,4 километров. Участки местности для съемки можно было выбрать на месте старта с помощью специального прибора, установленного на лафете. После нескольких запусков полученные кадры монтировались в короткий фильм, где состыковывались ближние и дальние участки. Теоретически можно было снимать местность на удалении до 80 километров.
Последние экземпляры ракет Мауля достигали веса в 42 кг. Полученные снимки поражали своим высоким качеством: хорошо различались дома, улицы, дороги.
Для обеспечения старта своих ракет дрезденский инженер строил мобильные складывающиеся лафеты весом 400 кг. Расчет привозил сложенный лафет на стартовую позицию и раскладывал его. Невдалеке ставили флаг, показывающий направление ветра. После внесения поправок на силу и направление ветра с помощью специального прибора, установленного на лафете, выбирали нужный участок местности, подлежащий фотографированию. Ракета поджигалась с расстояния в 200 метров. Первый электрический импульс освобождал падающий груз, раскручивающий волчок гиростабилизатора, второй - воспламенял порох. Через несколько секунд ракета достигала высшей точки своего полета, сразу после этого срабатывал затвор фотокамеры и вытягивался тормозной парашют. При этом ракета разделялась на две части. Непосредственно на стропах парашюта висел головной конус со спрятанной в нем фотокамерой. Ниже на
десятиметровой ленте висела выработанная ракетная гильза со стабилизатором. Камеру подбирали и готовили к старту в составе новой ракеты. Снимок получали через шесть минут после приземления ракеты, что для тех времен было почти абсолютным рекордом. Первые эксперименты на плацу Кенигсбрюка проводились в глубокой тайне. Мауль сам прекрасно представлял преимущества своих ракет на арене военных действий: их было значительно труднее вывести из строя, чем привязные аэростаты, которые применялись для разведки местности. Так, в одном из экспериментов сотня пехотинцев обстреляли ракету во время снижения - подобранная ракета оказалась неповрежденной."
- Mavka
- Гуру
- Сообщения: 2060
- Зарегистрирован: 14 мар 2008, 17:36
- Репутация: 9
Re: первая в мире космосъемка
Ваххх, даже подумать не мог что в те времена была такая техника...
Супер. Хотелось бы узнать источник.
Супер. Хотелось бы узнать источник.
лангольеры под окном жрали время ом-ном-ном
-
- Завсегдатай
- Сообщения: 257
- Зарегистрирован: 06 фев 2006, 20:16
- Репутация: 39
Re: первая в мире космосъемка
Немцы, однако...
Источник - научно-популярная книжка: А.Первушин, "Астронавты Гитлера". Несмотря на сомнительное название, книжка не попсовая и не про астронавтов. Лежит на торренте (rutracker.org).
Источник - научно-популярная книжка: А.Первушин, "Астронавты Гитлера". Несмотря на сомнительное название, книжка не попсовая и не про астронавтов. Лежит на торренте (rutracker.org).
-
- Завсегдатай
- Сообщения: 257
- Зарегистрирован: 06 фев 2006, 20:16
- Репутация: 39
Re: первая в мире космосъемка
Новая книга (точнее, в аттаче рецензия на нее) про историю дистанционного зондирования. С момента его появления в 1840-х годах, то есть за 170 лет.
- Вложения
-
история дз, рецензия из природы.pdf
- (140.12 КБ) 721 скачивание
- rhot
- Гуру
- Сообщения: 1727
- Зарегистрирован: 25 янв 2011, 17:50
- Репутация: 194
- Ваше звание: доктор
- Откуда: Архангельск
Re: первая в мире космосъемка
udav,спасибо за информацию о новой книжке!))
___________(¯`·.¸(¯`·.¸ Scientia potentia est _/ {SILVA}:::{FOSS}:::{GIS} \_ Знание сила ¸.·´¯)¸.·´¯)___________
-
- Активный участник
- Сообщения: 170
- Зарегистрирован: 06 дек 2011, 07:21
- Репутация: 19
- Откуда: г. Ухта, республика Коми
Re: первая в мире космосъемка
Абалдеть! Хвала udav'у за интересную инфу!
А мы всё говорим фон Браун, Королёв, Котельников...
Впрочем, это никак не умаляет их заслуг! хотя и с оговоркой - не первые...
А мы всё говорим фон Браун, Королёв, Котельников...
Впрочем, это никак не умаляет их заслуг! хотя и с оговоркой - не первые...
_____________________________________________
старый и дремучий, но всё же искренне ваш - Йети
старый и дремучий, но всё же искренне ваш - Йети
-
- Гуру
- Сообщения: 4231
- Зарегистрирован: 10 апр 2006, 22:34
- Репутация: -344969098
- Откуда: Париж
Re: первая в мире космосъемка
У нас профессиональный круг. К чему такие "желтые" заголовки? Ну в каком месте статьи есть хоть слово про "первая в мире космосъемка"? Где у нас в стране космос начинается, на 800 метрах!?
-
- Завсегдатай
- Сообщения: 257
- Зарегистрирован: 06 фев 2006, 20:16
- Репутация: 39
Re: первая в мире космосъемка
На 800 метрах отрабатывалась технология съемки, а опыты были, кажется, гораздо выше. Впрочем, и без них это стало этапом в дистанционном зондировании и прообразом именно космо-съемки.
Кстати, все это хорошо иллюстрирует закономерность, что любые технологии возникли на самом деле гораздо раньше, чем принято думать.
Задам несколько загадок
Первая - простая. Когда построили первый паровой двигатель? В начале XIX века? Этот вопрос вошел в учебники, потому многие его знают: на две тысячи лет раньше, в древней Греции. История когда-то даже привлекла внимание одного бородатого еврея с довольно известным ником "Маркс", который, конечно, всем нам объяснил, что мол производственные отношения отстали от производительных сил, из-за чего изобретение не получило развития
На самом деле зерно истины тут, конечно есть. Герон мог пойти чуть дальше и изобрести паровоз (и даже наверняка думал над этим!), но промышленность не могла дать столько железа, чтобы покрыть Грецию хоть какой-нибудь сетью железных дорог. На месте она тоже не стояла, да вот только из-за известных геополитических потрясений в ближайшие две тысячи лет умным людям стало не до паровозов.
Второй вопрос посложнее. Когда появились первые многоэтажные многоквартирные дома современного типа? То есть - такие, чтобы на каждом этаже по несколько квартир, на отдельные семьи, из нескольких комнат, с кухней, водопроводом, раковиной, канализацией, ванной, туалетом? Все знают слово "сталинка" - то есть при Сталине уже такие были. Многие знают и то, что еще до революции столичные дворяне жили в квартирах. Значит, появились в конце 19 века?
Ошиблись на два тысячелетия. Они появились в Древнем Риме, причем были ближе к современным стандартам, чем "дворянские", потому что в Риме шла типовая застройка целых микрорайонов для более-менее массового потребителя. От нынешнего понимания они отличались в основном отсутствием электричества и лифта. Вот только вскоре Рим заселился такими персонажами, которых комфорт не интересовал, и снова к стандартам массовой застройки и ЖКХ пришли совсем недавно.
Еще загадка - когда построили первый подводный ракетоносец? Годах в 1960-х?
Ошиблись чуть не на полторы сотни лет. Первый подводный ракетоносец ушел в воду Невы в 1830-х годах, когда декабристы весело махали киркой на забайкальских рудниках. Он плавал, был снабжен пороховыми ракетами, только подвела его система навигации. А без нее прибыть куда нужно, не выходя на поверхность, было невозможно, в итоге на вооружение флота подводные лодки пришли много позже, при Николае II.
Список можно продолжать. И даже сделать философский вывод - не изобретайте ничего ради приоритета, все равно потом стянут и выдадут за свое
Кстати, все это хорошо иллюстрирует закономерность, что любые технологии возникли на самом деле гораздо раньше, чем принято думать.
Задам несколько загадок


На самом деле зерно истины тут, конечно есть. Герон мог пойти чуть дальше и изобрести паровоз (и даже наверняка думал над этим!), но промышленность не могла дать столько железа, чтобы покрыть Грецию хоть какой-нибудь сетью железных дорог. На месте она тоже не стояла, да вот только из-за известных геополитических потрясений в ближайшие две тысячи лет умным людям стало не до паровозов.
Второй вопрос посложнее. Когда появились первые многоэтажные многоквартирные дома современного типа? То есть - такие, чтобы на каждом этаже по несколько квартир, на отдельные семьи, из нескольких комнат, с кухней, водопроводом, раковиной, канализацией, ванной, туалетом? Все знают слово "сталинка" - то есть при Сталине уже такие были. Многие знают и то, что еще до революции столичные дворяне жили в квартирах. Значит, появились в конце 19 века?
Ошиблись на два тысячелетия. Они появились в Древнем Риме, причем были ближе к современным стандартам, чем "дворянские", потому что в Риме шла типовая застройка целых микрорайонов для более-менее массового потребителя. От нынешнего понимания они отличались в основном отсутствием электричества и лифта. Вот только вскоре Рим заселился такими персонажами, которых комфорт не интересовал, и снова к стандартам массовой застройки и ЖКХ пришли совсем недавно.
Еще загадка - когда построили первый подводный ракетоносец? Годах в 1960-х?
Ошиблись чуть не на полторы сотни лет. Первый подводный ракетоносец ушел в воду Невы в 1830-х годах, когда декабристы весело махали киркой на забайкальских рудниках. Он плавал, был снабжен пороховыми ракетами, только подвела его система навигации. А без нее прибыть куда нужно, не выходя на поверхность, было невозможно, в итоге на вооружение флота подводные лодки пришли много позже, при Николае II.
Список можно продолжать. И даже сделать философский вывод - не изобретайте ничего ради приоритета, все равно потом стянут и выдадут за свое

Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя