о газоскрёбе...
Добавлено: 30 окт 2009, 09:59
> Как говорится, Ревзин жжот... Действительно, один из лучших ныне
> архитектурных критиков с едким и бойким пером.
> ----------------------------------------------------------------------
> -----
>
> Барочное зачатие
>
> Журнал "Власть" 42 (845) от 26.10.2009
>
> Обозреватель "Власти" Григорий Ревзин не смог отказаться от
> предложения "Газпрома" посетить Петербург и на месте ознакомиться с
> проектом "Охта-центра". Увиденное и услышанное не изменило его
> отношения к проекту, но помогло понять мотивы и заказчиков, и архитектора.
>
> C проектом "Охта-центра" я был знаком и до поездки. Я писал о нем то,
> что может писать порядочный человек, не зависящий от "Газпрома"
> материально, и напоминал об этом, когда меня приглашали. Но PR-службу
> "Охта-центра" это не смутило.
> Меня сначала поселили в прекрасную гостиницу, потом долго, часто и
> вкусно кормили, возили по Неве пароходиком, а потом привезли на
> встречу с Филиппом Никандровым, главным архитектором проекта башни,
> чтобы он мне все объяснил.
> Он объяснял мне, на полном серьезе, законы перспективы. Суть его
> объяснений сводилась к тому, что большой предмет, будучи далеко,
> выглядит маленьким. Эту несложную мысль он излагал с известной
> обреченностью профессора, которому подсунули злостного двоечника. Он
> показывал картинки, на которых башня "Газпрома" выглядела очень
> маленькой на фоне шпиля Петропавловского собора, если стоять рядом с
> Петропавловским, и очень маленькой по сравнению с Исаакиевским
> собором, если стоять рядом с Исаакиевским, и даже очень маленькой
> рядом с мордой Сфинкса у Академии художеств, если стоять рядом со
Сфинксом.
> Я по образованию искусствовед и знаком с перспективой. На всякий
> случай сообщаю читателю, что это технический прием рисования, основанный
на
> двух допущениях. Во-первых, на том, что человек одноглазое существо.
> Дело в том, что когда у человека два глаза, то он может оценить
> расстояние до предмета, попавшего в поле его зрения, а когда один то
> нет. Во-вторых, что человек безмозглое существо. То есть, когда он
> видит картинку, он не в состоянии понять, что видит. В частности, что
> находящийся вдалеке предмет не такой маленький, каким он кажется рядом
> с предметом, находящимся вблизи.
> Но Филипп Никандров излагал эти законы не как приемы рисования, а как
> законы человеческого зрения. Обычно человек овладевает навыками
> бинокулярного зрения к шестимесячному возрасту и корректирует их,
> когда полностью обучается ходить, то есть получает моторное
> представление о расстоянии. Если к полутора годам ребенок не понимает,
> что находящийся вдалеке предмет больше, чем он занимает места в поле
> зрения, это повод идти к психиатру. И пока Никандров говорил, я все
> пытался понять, он искренне считает жителей Петербурга одноглазыми
> дебилами, которые, глядя на 400-метровую башню в пяти километрах от
> Сфинкса, подумают, что она очень маленькая, или валяет дурака?
> На пути из Петербурга я случайно встретил в Пулково писателя
> Александра Архангельского, который приезжал в город в надежде спасти
> от Валентины Матвиенко дом Дельвига на Загородном проспекте.
> Архангельский мне сказал, что уже не верит в искренность архитекторов,
> особенно тех, которые строят по заказу власти. Он был ужасно грустным,
> потому что когда-то, в 1991 году, дом Дельвига отстоял Дмитрий
> Лихачев, а теперь Дмитрия Лихачева нет и, вероятно, памятник таки
> уничтожат. Но все же я думаю, что Филипп Никандров был совершенно
> искренен. Он действительно считает, что граждане, увидев, какая башня
> маленькая, подумают, что она почти совсем не влияет на исторический
> центр города, и будут счастливы, как дети, еще не научившиеся ходить.
> Я почему так думаю? С одной стороны, потому что он очень много
> рассказывал про картинки с башней. 18 октября по "Первому каналу" в
> программе "Воскресное время" показали сюжет "Сорвало башню", и там
> демонстрировались враждебные картинки с башней "Газпрома", которые ему
> совсем не понравились. На некоторых, где башня нависает над Смольным
> собором, по его мнению, все некорректно, потому что поле человеческого
> зрения больше, чем показали, и если брать все поле, то уже не так
> сильно нависает. То есть так же, но видно хуже, а потому не так
> страшно. На других, где башня торчит в перспективе Невы, ему
> показалось, что угол шире угла человеческого зрения, а если взять
> правильный угол, то башня не влезет. То есть навыки человека к
> чему-нибудь присматриваться, а также двигать глазами он не учитывает.
> Он считает, что какую гражданам картинку покажешь, так они и будут
> думать. Мне кажется, что неискренне так действовать невозможно. Как-то это
слишком наивно.
> Это с одной стороны, а с другой он сомневается и в других элементарных
> навыках собеседников. Например, он достаточно долго объяснял, что сама
> необходимость строить башню вызвана требованиями безопасности, потому
> что "Газпром" такая структура, что очень нужна безопасность. Вот в
> офисе на улице Наметкина в Москве там и до ближайших дорог сто метров,
> и охраняемый периметр, и простреливаемая территория, и ров с водой
> мышь не проскочит. А дальше стал объяснять, как много даст башня
> "Охта-центра" городу, потому что внутри будет и археологический музей,
> и каток, и общественная зона, и смотровая площадка вверху, и все
> горожане смогут всем этим пользоваться и радоваться как дети. То есть
> человек совсем не верит в мою способность понять, что из А следует Б.
> Я его спрашиваю, а как же безопасность, если любой может зайти? Туфта,
> что ли, все ваши общественные зоны? А он мне в ответ: я не могу
> раскрывать вам секретные меры безопасности. Главное, говорит, чтобы не
> проехал грузовик со взрывчаткой, а шахидов мы будем отлавливать
> другими методами. Не знаю, приходилось ли вам в России пытаться пройти
> в штаб-квартиру любой компании без пропуска, но это можно попробовать
> в любом другом месте. А вот бывали ли вы на катке, где работает режим
отлавливания шахидов?
> Непередаваемые ощущения, полагаю.
> Я думаю, авторы газпромскреба считают людей, которых им приходится
> убеждать в замечательности своего предмета, одноглазыми недоумками
> совершенно искренне. Мне хотелось понять, что они думают про себя.
> Господин Никандров по ходу своего рассказа сначала сравнивал
> газпромскреб с бриллиантом. Ну потому что он весь граненый и сияет как
> алмаз. Потом ему вспомнилось барокко. Там, на месте постройки, была
> пятиугольная крепость Ниеншанц, которая кажется архитектору
> произведением барочной фортификации, а он берет план этой крепости,
> обобщает его до пяти квадратиков, потом начинает закручивать по одному
> градусу на каждый этаж и получается как бы цветочек, барочная
> виньетка. Это, по его мнению, очень гармонирует с ансамблем Смольного
> монастыря Растрелли, который тоже произведение барокко. Хотя,
> вероятно, это вертолетная гармония, потому что газпромскреб принимает
> форму цветочка, только если смотреть на него сверху строго по оси
> шпиля, но связь с барокко несомненна. Кроме того, опять же по мнению
> Филиппа Никандрова, газпромскреб напоминает картины Павла Филонова, на
> том основании что изображение у Филонова дробится на мозаики, и в
> окнах газпромскреба будет так же.
> Так бывает, что большой мастер создает что-то такое небесно
> замечательное, что и сам не в силах описать. То смотрит на свое творение
> ну бриллиант, чистой воды бриллиант, а то другой раз подойдет и
> что-то филоновское почудится. Но в любом случае чувствует: хорошо
> получилось. Остальной Петербург господин Никандров не очень жалует, он
> так сказал: это памятник градостроительный, отдельные здания интереса
> не представляют, потому что глубоко вторичны, но в целом интересно. А
> свое изделие, 150-ю реплику хай-тековского небоскреба поколения
> 1990-х, из тех, что уже навтыкали повсюду в Европе и Азии, он,
> несомненно, считает великолепно оригинальным произведением, которое
> прославит этот вторичный городишко. Это все понятно, и надо сказать,
> известное завышение самооценки свойственно многим людям искусства. Но
> в том, как человек рассказывает о своем творении, невольно проявляются
> некоторые неосознанные установки, которые бывает полезно выявить.
> Помимо перспективы второй главной темой Никандрова была идея доминанты.
> Собственно, это еще с утра началось, сразу после завтрака. Утром нас
> привезли в офис "Газпрома" на Английской набережной, где Никандрова
> еще не было, и показали фильм "Доминанта". "Любой житель Петербурга
> скажет вам, что здесь нельзя было строить выше карниза Зимнего дворца,
> 21 метра, произносил закадровый голос. А как же замечательные доминанты
> города? Высота шпиля Петропавловского собора 121 метр, высота купола
> Исаакиевского собора 102 метра. Как они могли появиться?" Этот фильм
> "Газпром" крутит на встречах с трудящимися на предприятиях, там после
> высоты шпилей сразу про сумму инвестиций в город. Потом ту же тему
> развивали во время экскурсии на пароходике по Неве. А аргументы
> Никандрова уже как бы закрепляли пройденную тему он объяснял, что
> высотный регламент создан для рядовой застройки, а всегда были
> сооружения, которые его нарушали и являлись доминантами, и вот таким и
> будет газпромскреб.
> Все доминанты города, о которых они говорили, это храмы. То есть
> "Газпром" совершенно сознательно хочет доминировать над городом и
> заменять собой храм. Причем "Газпром" хочет быть самой высокой
> доминантой, 400-метровой, перекрывающей все храмы. Они хотят, чтобы
> город поклонялся "Газпрому", чтобы вместо Петербурга был Газпромбург.
> 8 октября министр культуры РФ Александр Авдеев стал героем, заявил,
> что Министерство культуры категорически против строительства
> 400-метрового предмета, и передал документы о нарушении закона об
> охране памятников в прокуратуру. Это выступление продемонстрировало
> всем заинтересованным лицам поразительную вещь. Оказывается, это вовсе
> не проект Путина и Медведева. Оказывается, это только проект Алексея
> Миллера и примкнувшей к нему Валентины Матвиенко.
> Я думаю, что сегодня мы можем с очень высокой долей вероятности
> реконструировать, что сказал Путин в ответ на идею Миллера. Он не
> сказал ни да, ни нет, и попросил, чтобы было полностью соблюдено
> законодательство. То, как отреагировал на события "Газпром", более чем
> показательно. Он не стал брать паузу и пытаться кулуарно договориться.
> Он снова стал работать с журналистами. Он вновь развернул агитацию.
> Реакцию министра Авдеева, реакцию прокуратуры, реакцию интеллигенции,
> реакцию жителей восприняли как сбой компьютерной программы, досадное
> недоразумение, и решили перезагрузиться. И пройти все по второму разу.
> Забавные люди. Они хотят построить крепость на берегу и царить над
> городом, и при этом уверены, что им удастся убедить жителей, что это
> хорошо. Они считают жителей жадными недоумками. Они думают, что
> показав гражданам картинки, где "Газпром" кажется маленьким, а Сфинкс
> большим, они кого-то в чем-то убедят. Они думают, что если посулят
> горожанам каток внизу своей штаб-квартиры, те им поверят. Они думают,
> что сумма налога, уплачиваемая "Газпромом" в бюджет города так велика,
> что вся гордость Петербурга за свою историю будет с радостью за это
продана.
> Слушайте, господа, соблюдение законодательства это не когда нужно
> выполнить ряд формальных процедур, а потом делать чего хочешь.
> Поверьте, с XVIII века в Петербурге была масса таких, которые всех
> вокруг считали идиотами, а сами хотели быть как боги. Это не для
> рядовых людей написан закон, что нельзя строить выше Зимнего дворца, у
> рядовых нет денег это сделать. Это как раз для вас написано.
> Компьютер перезагружать не надо вы упретесь в ту же точку. Ошибка не в
> программе, программа работает корректно. Ошибка вы сами. Вы вирус,
> считающий, что антивирус написан не для него.
> архитектурных критиков с едким и бойким пером.
> ----------------------------------------------------------------------
> -----
>
> Барочное зачатие
>
> Журнал "Власть" 42 (845) от 26.10.2009
>
> Обозреватель "Власти" Григорий Ревзин не смог отказаться от
> предложения "Газпрома" посетить Петербург и на месте ознакомиться с
> проектом "Охта-центра". Увиденное и услышанное не изменило его
> отношения к проекту, но помогло понять мотивы и заказчиков, и архитектора.
>
> C проектом "Охта-центра" я был знаком и до поездки. Я писал о нем то,
> что может писать порядочный человек, не зависящий от "Газпрома"
> материально, и напоминал об этом, когда меня приглашали. Но PR-службу
> "Охта-центра" это не смутило.
> Меня сначала поселили в прекрасную гостиницу, потом долго, часто и
> вкусно кормили, возили по Неве пароходиком, а потом привезли на
> встречу с Филиппом Никандровым, главным архитектором проекта башни,
> чтобы он мне все объяснил.
> Он объяснял мне, на полном серьезе, законы перспективы. Суть его
> объяснений сводилась к тому, что большой предмет, будучи далеко,
> выглядит маленьким. Эту несложную мысль он излагал с известной
> обреченностью профессора, которому подсунули злостного двоечника. Он
> показывал картинки, на которых башня "Газпрома" выглядела очень
> маленькой на фоне шпиля Петропавловского собора, если стоять рядом с
> Петропавловским, и очень маленькой по сравнению с Исаакиевским
> собором, если стоять рядом с Исаакиевским, и даже очень маленькой
> рядом с мордой Сфинкса у Академии художеств, если стоять рядом со
Сфинксом.
> Я по образованию искусствовед и знаком с перспективой. На всякий
> случай сообщаю читателю, что это технический прием рисования, основанный
на
> двух допущениях. Во-первых, на том, что человек одноглазое существо.
> Дело в том, что когда у человека два глаза, то он может оценить
> расстояние до предмета, попавшего в поле его зрения, а когда один то
> нет. Во-вторых, что человек безмозглое существо. То есть, когда он
> видит картинку, он не в состоянии понять, что видит. В частности, что
> находящийся вдалеке предмет не такой маленький, каким он кажется рядом
> с предметом, находящимся вблизи.
> Но Филипп Никандров излагал эти законы не как приемы рисования, а как
> законы человеческого зрения. Обычно человек овладевает навыками
> бинокулярного зрения к шестимесячному возрасту и корректирует их,
> когда полностью обучается ходить, то есть получает моторное
> представление о расстоянии. Если к полутора годам ребенок не понимает,
> что находящийся вдалеке предмет больше, чем он занимает места в поле
> зрения, это повод идти к психиатру. И пока Никандров говорил, я все
> пытался понять, он искренне считает жителей Петербурга одноглазыми
> дебилами, которые, глядя на 400-метровую башню в пяти километрах от
> Сфинкса, подумают, что она очень маленькая, или валяет дурака?
> На пути из Петербурга я случайно встретил в Пулково писателя
> Александра Архангельского, который приезжал в город в надежде спасти
> от Валентины Матвиенко дом Дельвига на Загородном проспекте.
> Архангельский мне сказал, что уже не верит в искренность архитекторов,
> особенно тех, которые строят по заказу власти. Он был ужасно грустным,
> потому что когда-то, в 1991 году, дом Дельвига отстоял Дмитрий
> Лихачев, а теперь Дмитрия Лихачева нет и, вероятно, памятник таки
> уничтожат. Но все же я думаю, что Филипп Никандров был совершенно
> искренен. Он действительно считает, что граждане, увидев, какая башня
> маленькая, подумают, что она почти совсем не влияет на исторический
> центр города, и будут счастливы, как дети, еще не научившиеся ходить.
> Я почему так думаю? С одной стороны, потому что он очень много
> рассказывал про картинки с башней. 18 октября по "Первому каналу" в
> программе "Воскресное время" показали сюжет "Сорвало башню", и там
> демонстрировались враждебные картинки с башней "Газпрома", которые ему
> совсем не понравились. На некоторых, где башня нависает над Смольным
> собором, по его мнению, все некорректно, потому что поле человеческого
> зрения больше, чем показали, и если брать все поле, то уже не так
> сильно нависает. То есть так же, но видно хуже, а потому не так
> страшно. На других, где башня торчит в перспективе Невы, ему
> показалось, что угол шире угла человеческого зрения, а если взять
> правильный угол, то башня не влезет. То есть навыки человека к
> чему-нибудь присматриваться, а также двигать глазами он не учитывает.
> Он считает, что какую гражданам картинку покажешь, так они и будут
> думать. Мне кажется, что неискренне так действовать невозможно. Как-то это
слишком наивно.
> Это с одной стороны, а с другой он сомневается и в других элементарных
> навыках собеседников. Например, он достаточно долго объяснял, что сама
> необходимость строить башню вызвана требованиями безопасности, потому
> что "Газпром" такая структура, что очень нужна безопасность. Вот в
> офисе на улице Наметкина в Москве там и до ближайших дорог сто метров,
> и охраняемый периметр, и простреливаемая территория, и ров с водой
> мышь не проскочит. А дальше стал объяснять, как много даст башня
> "Охта-центра" городу, потому что внутри будет и археологический музей,
> и каток, и общественная зона, и смотровая площадка вверху, и все
> горожане смогут всем этим пользоваться и радоваться как дети. То есть
> человек совсем не верит в мою способность понять, что из А следует Б.
> Я его спрашиваю, а как же безопасность, если любой может зайти? Туфта,
> что ли, все ваши общественные зоны? А он мне в ответ: я не могу
> раскрывать вам секретные меры безопасности. Главное, говорит, чтобы не
> проехал грузовик со взрывчаткой, а шахидов мы будем отлавливать
> другими методами. Не знаю, приходилось ли вам в России пытаться пройти
> в штаб-квартиру любой компании без пропуска, но это можно попробовать
> в любом другом месте. А вот бывали ли вы на катке, где работает режим
отлавливания шахидов?
> Непередаваемые ощущения, полагаю.
> Я думаю, авторы газпромскреба считают людей, которых им приходится
> убеждать в замечательности своего предмета, одноглазыми недоумками
> совершенно искренне. Мне хотелось понять, что они думают про себя.
> Господин Никандров по ходу своего рассказа сначала сравнивал
> газпромскреб с бриллиантом. Ну потому что он весь граненый и сияет как
> алмаз. Потом ему вспомнилось барокко. Там, на месте постройки, была
> пятиугольная крепость Ниеншанц, которая кажется архитектору
> произведением барочной фортификации, а он берет план этой крепости,
> обобщает его до пяти квадратиков, потом начинает закручивать по одному
> градусу на каждый этаж и получается как бы цветочек, барочная
> виньетка. Это, по его мнению, очень гармонирует с ансамблем Смольного
> монастыря Растрелли, который тоже произведение барокко. Хотя,
> вероятно, это вертолетная гармония, потому что газпромскреб принимает
> форму цветочка, только если смотреть на него сверху строго по оси
> шпиля, но связь с барокко несомненна. Кроме того, опять же по мнению
> Филиппа Никандрова, газпромскреб напоминает картины Павла Филонова, на
> том основании что изображение у Филонова дробится на мозаики, и в
> окнах газпромскреба будет так же.
> Так бывает, что большой мастер создает что-то такое небесно
> замечательное, что и сам не в силах описать. То смотрит на свое творение
> ну бриллиант, чистой воды бриллиант, а то другой раз подойдет и
> что-то филоновское почудится. Но в любом случае чувствует: хорошо
> получилось. Остальной Петербург господин Никандров не очень жалует, он
> так сказал: это памятник градостроительный, отдельные здания интереса
> не представляют, потому что глубоко вторичны, но в целом интересно. А
> свое изделие, 150-ю реплику хай-тековского небоскреба поколения
> 1990-х, из тех, что уже навтыкали повсюду в Европе и Азии, он,
> несомненно, считает великолепно оригинальным произведением, которое
> прославит этот вторичный городишко. Это все понятно, и надо сказать,
> известное завышение самооценки свойственно многим людям искусства. Но
> в том, как человек рассказывает о своем творении, невольно проявляются
> некоторые неосознанные установки, которые бывает полезно выявить.
> Помимо перспективы второй главной темой Никандрова была идея доминанты.
> Собственно, это еще с утра началось, сразу после завтрака. Утром нас
> привезли в офис "Газпрома" на Английской набережной, где Никандрова
> еще не было, и показали фильм "Доминанта". "Любой житель Петербурга
> скажет вам, что здесь нельзя было строить выше карниза Зимнего дворца,
> 21 метра, произносил закадровый голос. А как же замечательные доминанты
> города? Высота шпиля Петропавловского собора 121 метр, высота купола
> Исаакиевского собора 102 метра. Как они могли появиться?" Этот фильм
> "Газпром" крутит на встречах с трудящимися на предприятиях, там после
> высоты шпилей сразу про сумму инвестиций в город. Потом ту же тему
> развивали во время экскурсии на пароходике по Неве. А аргументы
> Никандрова уже как бы закрепляли пройденную тему он объяснял, что
> высотный регламент создан для рядовой застройки, а всегда были
> сооружения, которые его нарушали и являлись доминантами, и вот таким и
> будет газпромскреб.
> Все доминанты города, о которых они говорили, это храмы. То есть
> "Газпром" совершенно сознательно хочет доминировать над городом и
> заменять собой храм. Причем "Газпром" хочет быть самой высокой
> доминантой, 400-метровой, перекрывающей все храмы. Они хотят, чтобы
> город поклонялся "Газпрому", чтобы вместо Петербурга был Газпромбург.
> 8 октября министр культуры РФ Александр Авдеев стал героем, заявил,
> что Министерство культуры категорически против строительства
> 400-метрового предмета, и передал документы о нарушении закона об
> охране памятников в прокуратуру. Это выступление продемонстрировало
> всем заинтересованным лицам поразительную вещь. Оказывается, это вовсе
> не проект Путина и Медведева. Оказывается, это только проект Алексея
> Миллера и примкнувшей к нему Валентины Матвиенко.
> Я думаю, что сегодня мы можем с очень высокой долей вероятности
> реконструировать, что сказал Путин в ответ на идею Миллера. Он не
> сказал ни да, ни нет, и попросил, чтобы было полностью соблюдено
> законодательство. То, как отреагировал на события "Газпром", более чем
> показательно. Он не стал брать паузу и пытаться кулуарно договориться.
> Он снова стал работать с журналистами. Он вновь развернул агитацию.
> Реакцию министра Авдеева, реакцию прокуратуры, реакцию интеллигенции,
> реакцию жителей восприняли как сбой компьютерной программы, досадное
> недоразумение, и решили перезагрузиться. И пройти все по второму разу.
> Забавные люди. Они хотят построить крепость на берегу и царить над
> городом, и при этом уверены, что им удастся убедить жителей, что это
> хорошо. Они считают жителей жадными недоумками. Они думают, что
> показав гражданам картинки, где "Газпром" кажется маленьким, а Сфинкс
> большим, они кого-то в чем-то убедят. Они думают, что если посулят
> горожанам каток внизу своей штаб-квартиры, те им поверят. Они думают,
> что сумма налога, уплачиваемая "Газпромом" в бюджет города так велика,
> что вся гордость Петербурга за свою историю будет с радостью за это
продана.
> Слушайте, господа, соблюдение законодательства это не когда нужно
> выполнить ряд формальных процедур, а потом делать чего хочешь.
> Поверьте, с XVIII века в Петербурге была масса таких, которые всех
> вокруг считали идиотами, а сами хотели быть как боги. Это не для
> рядовых людей написан закон, что нельзя строить выше Зимнего дворца, у
> рядовых нет денег это сделать. Это как раз для вас написано.
> Компьютер перезагружать не надо вы упретесь в ту же точку. Ошибка не в
> программе, программа работает корректно. Ошибка вы сами. Вы вирус,
> считающий, что антивирус написан не для него.