точность данных о препятствиях для аэронавигации
-
- Гуру
- Сообщения: 619
- Зарегистрирован: 09 авг 2009, 13:09
- Репутация: 67
- Ваше звание: топограф, технолог
- Откуда: Мааськва
точность данных о препятствиях для аэронавигации
Есть официальный (или как?) перечень искусственных препятствий, публикуемый, обновляемый ЦАИ ГА (Федеральное Государственное Унитарное Предприятие Центр Аэронавигационной Информации (ФГУП «ЦАИ»)):
http://www.caiga.ru/ObstacleList/
Координаты в нем заданы в широтах/долготах в системах координат ПЗ-90.2, СК-42 и в WGS-84.
Возьмем для простоты и однозначности препятствия в WGS-84, и вставим метки в Google Earth.
Например, координаты препятствий в WGS-84 для аэродрома ЯРОСЛАВЛЬ/ТУНОШНА - первые две "дымовые трубы (промышленные)". Расхождения в плане по данным съемок разных лет (в Google Earth по четыре съемки) - 20-30 м и 90-102 м.
Аналогично, вставил в Google Earth выданное мне множество из 30 примерно препятствий в WGS-84 - расхождения от 30 до 700 м. Чаще 100-150 м.
1. В чем может быть дело такой неточности и такого разлета расхождений? В неточности координат из перечня? В ошибках Google Earth?
2. Какие-то нормативы для плановой и высотной точности определения положения препятствий для аэронавигации есть?
И еще: каким ПО лучше переводить из ПЗ-90.2 в тот же WGS-84 или в СК-42?
И со стороны, непосвещенному как-то непонятно, почему координаты в пределах одного документа то в одной, то в другой, то в третьей СК? Штурман их на ходу быстренько пересчитывает что ли? И трудно "в одну руку" (чтобы исключить ошибки местных исполнителей) пересчитать в самом ЦАИ ГА?
http://www.caiga.ru/ObstacleList/
Координаты в нем заданы в широтах/долготах в системах координат ПЗ-90.2, СК-42 и в WGS-84.
Возьмем для простоты и однозначности препятствия в WGS-84, и вставим метки в Google Earth.
Например, координаты препятствий в WGS-84 для аэродрома ЯРОСЛАВЛЬ/ТУНОШНА - первые две "дымовые трубы (промышленные)". Расхождения в плане по данным съемок разных лет (в Google Earth по четыре съемки) - 20-30 м и 90-102 м.
Аналогично, вставил в Google Earth выданное мне множество из 30 примерно препятствий в WGS-84 - расхождения от 30 до 700 м. Чаще 100-150 м.
1. В чем может быть дело такой неточности и такого разлета расхождений? В неточности координат из перечня? В ошибках Google Earth?
2. Какие-то нормативы для плановой и высотной точности определения положения препятствий для аэронавигации есть?
И еще: каким ПО лучше переводить из ПЗ-90.2 в тот же WGS-84 или в СК-42?
И со стороны, непосвещенному как-то непонятно, почему координаты в пределах одного документа то в одной, то в другой, то в третьей СК? Штурман их на ходу быстренько пересчитывает что ли? И трудно "в одну руку" (чтобы исключить ошибки местных исполнителей) пересчитать в самом ЦАИ ГА?
-
- Гуру
- Сообщения: 5354
- Зарегистрирован: 09 апр 2010, 19:30
- Репутация: 1021
- Ваше звание: просто мимо прохожу
- Откуда: Ё-бург
Re: точность данных о препятствиях для аэронавигации
Расхождение <100м, нормально. В Google Earth и других сервисах привязка снимков не очень точная. Если расхождение >=100м - косяк перечня. Разные СК - значит не умеют пересчитывать или не берутся.
Для пересчёта лучше использовать QGIS, proj.
Для пересчёта лучше использовать QGIS, proj.
-
- Гуру
- Сообщения: 619
- Зарегистрирован: 09 авг 2009, 13:09
- Репутация: 67
- Ваше звание: топограф, технолог
- Откуда: Мааськва
Re: точность данных о препятствиях для аэронавигации
Контрольные точки аэродромов определены в AIP (СБОРНИК АЭРОНАВИГАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) с точностью до целых секунд, т.е. до 31 м. И эти точки сидят на Google Earth в пределах этой точности. Положение этих точек проверялось в Google Earth по нескольким съемкам, имеющимся на каждый аэродром. Т.е. привязка съемки в Google Earth не хуже этой точности. По крайней мере - последних съемок.
Каков порядок разницы координат в ПЗ-90 и в WGS-84?
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) с точностью до целых секунд, т.е. до 31 м. И эти точки сидят на Google Earth в пределах этой точности. Положение этих точек проверялось в Google Earth по нескольким съемкам, имеющимся на каждый аэродром. Т.е. привязка съемки в Google Earth не хуже этой точности. По крайней мере - последних съемок.
Каков порядок разницы координат в ПЗ-90 и в WGS-84?
-
- Активный участник
- Сообщения: 218
- Зарегистрирован: 21 дек 2012, 01:57
- Репутация: 52
- Откуда: Питер
Re: точность данных о препятствиях для аэронавигации
Может как обычно - забыли (или не знали) использовать корректные параметры преобразования из CK-42?АлексЮстасу писал(а):Чаще 100-150 м.
Или другой вариант - слишком сильное округление в данных.
-
- Гуру
- Сообщения: 619
- Зарегистрирован: 09 авг 2009, 13:09
- Репутация: 67
- Ваше звание: топограф, технолог
- Откуда: Мааськва
Re: точность данных о препятствиях для аэронавигации
Да как-то непонятно, ведь речь о безопасности полетов, людей.
Сейчас, когда сажают самолеты в том числе и в автоматическом режиме, +- сто или несколько сот метров - кажется многовато.
Сейчас, когда сажают самолеты в том числе и в автоматическом режиме, +- сто или несколько сот метров - кажется многовато.
-
- Гуру
- Сообщения: 3321
- Зарегистрирован: 27 июл 2009, 19:26
- Репутация: 748
- Ваше звание: Вредитель полей
Re: точность данных о препятствиях для аэронавигации
А поподробнее про "автоматический режим посадки"?
На сколько мне известно, на данный момент ни один российский аэродром не соответствует полностью требованиям для осуществления точного захода на посадку по ГНСС, а те аэродромы, которые соответствуют требованиям для неточного захода на посадку (NPA), и так уже оснащены средствами ILS, так что пилотам нет никакого смысла использовать ГНСС.
На сколько мне известно, на данный момент ни один российский аэродром не соответствует полностью требованиям для осуществления точного захода на посадку по ГНСС, а те аэродромы, которые соответствуют требованиям для неточного захода на посадку (NPA), и так уже оснащены средствами ILS, так что пилотам нет никакого смысла использовать ГНСС.
-
- Гуру
- Сообщения: 3058
- Зарегистрирован: 19 май 2010, 19:44
- Репутация: 189
Re: точность данных о препятствиях для аэронавигации
Вот-вот, в Петразоводске тогда и промахнулись где-то на 150 м...
-
- Гуру
- Сообщения: 3321
- Зарегистрирован: 27 июл 2009, 19:26
- Репутация: 748
- Ваше звание: Вредитель полей
Re: точность данных о препятствиях для аэронавигации
Э-э.. в Петрозаводске в 2011 был недолет и снос чуть ли не на полкилометра. Так что хотя пилоты и пользовались одновременно нештатным навигационным средством, а координаты на схемах были вообще в СК-42 и устаревшие (которые без надлежащего перепроецирования давали бы смещение на сто с лишним метров), но дело было, в конечном счете, не в этом, а в тотальном раздолбайстве. Т.е. не будь самодеятельности, никто бы в своем уме не стал там с первого захода садиться, да еще по схеме, которая не была предназначена для захода по ГНСС вообще.
К слову, МАК в своих документах считает WGS84 эквивалентной ПЗ-90.2.
К слову, МАК в своих документах считает WGS84 эквивалентной ПЗ-90.2.
-
- Гуру
- Сообщения: 619
- Зарегистрирован: 09 авг 2009, 13:09
- Репутация: 67
- Ваше звание: топограф, технолог
- Откуда: Мааськва
Re: точность данных о препятствиях для аэронавигации
Не авиатор я ни разу. И про автоматическую посадку я только что-то где-то слышал.
Знал бы ситуацию изнутри - не задавал бы вопросы, которые, наверное, наивны.
Можно предположить, что часть координат в Перечне препятствий сколоты с карт 1:100 000, 1:200 000 вручную в широтах/долготах (что вручную труднее, чем скалывать прямоугольные координаты, т.к. сетка для широт/долгот на наших картах не нанесена). И хоть и приведены в Перечне с округлением до целых секунд, но их реальная точность = точность карт + точность скалывания.
В Перечне еще указан "Источник данных". Например, ОАО `МЕГАФОН`, ФГУП РТРС и т.п. Т.е. в официальном перечне препятствий ЦАИ ГА ответственность за их точность, полноту и достоверность лежит на поставщике данных? Об этом отчасти говорит и допущение в одном перечне координат в разных СК. И подозрительно много у некоторых "Источников данных" координат с 00 секунд, т.е. фактически с округлением до минут. При этом учитывается ли способность поставщиков данных самим определять координаты в нужной СК с нужной точностью? Проверяются ли данные?
И может быть все в допуске? И точность определения планового положения препятствий в несколько сот метров для аэронавигации нормальна?
Может быть кто-то знает нормативную точность определения положения препятствий?
Знал бы ситуацию изнутри - не задавал бы вопросы, которые, наверное, наивны.
Можно предположить, что часть координат в Перечне препятствий сколоты с карт 1:100 000, 1:200 000 вручную в широтах/долготах (что вручную труднее, чем скалывать прямоугольные координаты, т.к. сетка для широт/долгот на наших картах не нанесена). И хоть и приведены в Перечне с округлением до целых секунд, но их реальная точность = точность карт + точность скалывания.
В Перечне еще указан "Источник данных". Например, ОАО `МЕГАФОН`, ФГУП РТРС и т.п. Т.е. в официальном перечне препятствий ЦАИ ГА ответственность за их точность, полноту и достоверность лежит на поставщике данных? Об этом отчасти говорит и допущение в одном перечне координат в разных СК. И подозрительно много у некоторых "Источников данных" координат с 00 секунд, т.е. фактически с округлением до минут. При этом учитывается ли способность поставщиков данных самим определять координаты в нужной СК с нужной точностью? Проверяются ли данные?
И может быть все в допуске? И точность определения планового положения препятствий в несколько сот метров для аэронавигации нормальна?
Может быть кто-то знает нормативную точность определения положения препятствий?
-
- Гуру
- Сообщения: 977
- Зарегистрирован: 27 янв 2009, 22:57
- Репутация: 258
Re: точность данных о препятствиях для аэронавигации
Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации.
IV. Безопасные высоты (эшелоны) полета
IV. Безопасные высоты (эшелоны) полета
-
- Гуру
- Сообщения: 619
- Зарегистрирован: 09 авг 2009, 13:09
- Репутация: 67
- Ваше звание: топограф, технолог
- Откуда: Мааськва
Re: точность данных о препятствиях для аэронавигации
Спасибо. Но это про то, как летать с учетом препятствий.bim2010 писал(а):Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации.
IV. Безопасные высоты (эшелоны) полета
А с какой точностью нужно определять плановое (ну, и высотное) положение препятствий?
Еще в тему про СК и про ЦАИ ГА из Приказ Росавиации от 15.07.2010 N 269 "Об опубликовании аэронавигационных данных аэродромов гражданской авиации, аэродромов совместного базирования и воздушных трасс Российской Федерации": Т.е. работа вовсю ведется с 2007, 2009, 2010.
После катастрофы в Петрозаводске в 2011 г. она была усилена.
Приказ интересен еще тем, что в нем никакие сроки не определены вообще.
-
- Гуру
- Сообщения: 3321
- Зарегистрирован: 27 июл 2009, 19:26
- Репутация: 748
- Ваше звание: Вредитель полей
Re: точность данных о препятствиях для аэронавигации
В авиации, честно говоря, все через непонятное место, при том не одно. Дело в том, что российские отраслевые стандарты часто не приведены в соответствие с международными. Одно противоречие между использованием СК-42 и WGS84 без указания того, какая из них где используется (потому что стандарт этого указания не требовал раньше - зачем было писать СК, если она была одна?), чего стоит. Вон и требования к использованию ГНСС при выполнении точных маневров у нас собственные, а не международные. Единственная страна, где творится аналогичная самодеятельность, кроме России - Таджикистан. Чудесная компания.
Упоминание поставщиков данных - это гигантский шаг вперед, на самом деле. Это при СССР все объекты авиационной инфраструктуры строились чуть ли не с ведома Госплана (всякие препятствия к ним относятся). А сейчас любая частная шарашка может воздвигнуть дрын в сотню метров высотой. Это не отменяет всякого рода требований и стандартов (вроде установки барьерных огней, например), но организационно это нереально - обеспечить выпуск NOTAM-ов ровно в момент пришпандоривания очередной секции какой-нибудь сотовой вышки, которая начинает торчать в пределы МВЛ (ниже нижнего эшелона). Это было бы круто - иметь все дрыны точно изображенными на карте, но на практике - нереально. Так что задача в любом случае решается несколько иными средствами. Главное средство - это не летать тогда, когда ничего не видно.
Упоминание поставщиков данных - это гигантский шаг вперед, на самом деле. Это при СССР все объекты авиационной инфраструктуры строились чуть ли не с ведома Госплана (всякие препятствия к ним относятся). А сейчас любая частная шарашка может воздвигнуть дрын в сотню метров высотой. Это не отменяет всякого рода требований и стандартов (вроде установки барьерных огней, например), но организационно это нереально - обеспечить выпуск NOTAM-ов ровно в момент пришпандоривания очередной секции какой-нибудь сотовой вышки, которая начинает торчать в пределы МВЛ (ниже нижнего эшелона). Это было бы круто - иметь все дрыны точно изображенными на карте, но на практике - нереально. Так что задача в любом случае решается несколько иными средствами. Главное средство - это не летать тогда, когда ничего не видно.
-
- Гуру
- Сообщения: 619
- Зарегистрирован: 09 авг 2009, 13:09
- Репутация: 67
- Ваше звание: топограф, технолог
- Откуда: Мааськва
Re: точность данных о препятствиях для аэронавигации
Все-таки про точности нашлось в Приложение 15 к Конвенции о международной гражданской авиации Службы аэронавигационной информации, Добавление 7 Требования к качеству аэронавигационных данных, Добавление 8 Требования к данным о местности и препятствиях: http://www.aviadocs.net/icaodocs/Annexe ... ons_ru.pdf
А также в Приложение 4 к Конвенции о международной гражданской авиации Аэронавигационные карты, Добавление 6 Требования к качеству аэронавигационных данных: http://www.aviadocs.net/icaodocs/Annexe ... ons_ru.pdf
Я пока нашел Приложение 15 редакции 2010 года и Приложение 4 редакции 2009 года. Может быть кто знает последние они или есть новее?
Цитирую про плановое положение из Добавление 7 Требования к качеству аэронавигационных данных: Цитирую про плановое положение из Добавление 8 Требования к данным о местности и препятствиях: Все препятствия, про которые писалось в первом сообщении были соответственно из "Района 1", т.е. определяемые с наименьшей точностью.
А также в Приложение 4 к Конвенции о международной гражданской авиации Аэронавигационные карты, Добавление 6 Требования к качеству аэронавигационных данных: http://www.aviadocs.net/icaodocs/Annexe ... ons_ru.pdf
Я пока нашел Приложение 15 редакции 2010 года и Приложение 4 редакции 2009 года. Может быть кто знает последние они или есть новее?
Цитирую про плановое положение из Добавление 7 Требования к качеству аэронавигационных данных: Цитирую про плановое положение из Добавление 8 Требования к данным о местности и препятствиях: Все препятствия, про которые писалось в первом сообщении были соответственно из "Района 1", т.е. определяемые с наименьшей точностью.
Последний раз редактировалось АлексЮстасу 25 мар 2013, 01:33, всего редактировалось 2 раза.
-
- Гуру
- Сообщения: 619
- Зарегистрирован: 09 авг 2009, 13:09
- Репутация: 67
- Ваше звание: топограф, технолог
- Откуда: Мааськва
Re: точность данных о препятствиях для аэронавигации
Из февральского за этот год СБОРНИК АЭРОНАВИГАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ от ЦАИ ГА:ericsson писал(а):Одно противоречие между использованием СК-42 и WGS84 без указания того, какая из них где используется (потому что стандарт этого указания не требовал раньше - зачем было писать СК, если она была одна?), чего стоит.
1. Не оч. понятен пассаж про ПЗ-90.02 - если "используется национальная геодезическая геоцентрическая система координат «Параметры Земли 1990 года» (ПЗ-90)", то как сюда пришивается ПЗ-90.02 и ее идентичность WGS-84?3. ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ.
3.1 Название/Обозначение системы.
В гражданской авиации Российской Федерации
для указания географических координат для навигаци-
онных целей используется национальная геодезиче-
ская геоцентрическая система координат «Параметры
Земли 1990 года» (ПЗ-90) - на аэродромах и воздуш-
ных трассах, на которых выполнена точная геодезиче-
ская съемка в данной системе координат.
На остальных аэродромах и воздушных трассах
временно, до проведения точной геодезической съем-
ки в системе координат ПЗ-90, используется геодези-
ческая система 1942 года (СК-42).
Государственная геоцентрическая система коор-
динат ПЗ-90.02 практически идентична с Всемирной
геодезической системой координат WGS-84.
На картах/схемах и в текстах AIP России даются
примечания/ссылки об используемой системе координат.
2. Ссылки об используемой СК типа даются - в тексте это даже отдельно помечено. Но. Откуда люди вообще возьмут карты в ПЗ-90, если все наши карты в СК-42?
В одном из анализов наших AIP прочитал, что да, ЦАИ ГА только добросовестный публикатор. Но непонятно, а кто отвечает-то за точность, достоверность и полноту? "Частные шарашки"? Ок. А как отвечают? Их проверяют? Если проверяют, то отвечает уже проверяющий. А кто отвечает за неизвестно чьи препятствия? (В нашей стране, очевидно, таких тоже полно). А кто отвечает за известно, что ничьи препятствия? Например за заброшенную систему здоровенных антенн тропосферной связи? Или т.п.?ericsson писал(а):Упоминание поставщиков данных - это гигантский шаг вперед, на самом деле. Это при СССР все объекты авиационной инфраструктуры строились чуть ли не с ведома Госплана (всякие препятствия к ним относятся). А сейчас любая частная шарашка может воздвигнуть дрын в сотню метров высотой. Это не отменяет всякого рода требований и стандартов (вроде установки барьерных огней, например), но организационно это нереально - обеспечить выпуск NOTAM-ов ровно в момент пришпандоривания очередной секции какой-нибудь сотовой вышки, которая начинает торчать в пределы МВЛ (ниже нижнего эшелона). Это было бы круто - иметь все дрыны точно изображенными на карте, но на практике - нереально. Так что задача в любом случае решается несколько иными средствами. Главное средство - это не летать тогда, когда ничего не видно.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость