книга "Комплексный спутниковый мониторинг морей России"
Добавлено: 23 янв 2012, 11:23
Книга О.Ю. Лавровой и др. "Комплексный спутниковый мониторинг морей России" (изд-во ИКИ РАН, М. 2011) представляет собой довольно оригинальную попытку написания обобщающего труда на актуальную для России тему. На первый взгляд, книга представляет собой концептуальный труд на тему мониторинга российских морей, однако, по мере ее чтения, проясняется ряд интересных моментов, а именно:
Во-первых, книга посвящена результатам комплексного спутникового мониторинга морей России. Однако в ней обсуждаются проблемы, главным образом, четырех морей, а именно: Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского. Моря Российской Арктики и Дальнего Востока оставлены за рамками повествования. Учитывая, что в нынешнее время России принадлежат лишь небольшие части этих морей, название книги звучит слишком пафосно. Кроме того, в книгу попал раздел, про Мексиканский залив, не имеющий к морям России никакого отношения (кстати, оперативный мониторинг нефтяного разлива в котором вели вовсе не российские специалисты, как заявлено).
Во-вторых, на первый взгляд книга организована логично и последовательно. Однако при внимательном чтении становится ясно, что труд скомпилирован из разнообразных работ авторов, опубликованных в различных изданиях – в отчетах ООО «Лукойл-Калининградморнефть» 2004-2005 гг., в отчетах НИЦ «Планета» 2006-2008 гг., статьях в журнале «Исследование Земли из космоса» 2009-2011 гг. и др. изданиях, соответствующим образом доработанных.
В-третьих, становится ясно, что используемый подход, когда прием данных ДЗЗ и обработка данных осуществляется за рубежом (на приемных станциях ESA – в Италии (Фраскати) и Норвегии (Тромсё), а обработка – в МГИ НАНУ (Украина) и Стокгольме абсолютно не удачен и для России не приемлем. Более того, очевидно, что спутниковые данные зарубежных агентств, поставлялись в рамках ряда краткосрочных проектов, договоров или коммерческих контрактов. Одним из недостатков системы мониторинга, построенной на таком подходе, являются узкие временные рамки этих проектов, из-за чего говорить о постоянно действующем мониторинге не приходится. Вполне очевидна также большая задержка по времени между получением данных и их анализом. Это со всей очевидностью показали случаи с катастрофами танкеров «Волгонефть-139» в Керченском проливе в 2007 г. и «Григорий Бугров» в Северном Каспии в 2011 г., когда ИКИ РАН не смог организовать оперативную съемку районов аварийных разливов.
Кроме того, для валидации результатов мониторинга также использовались исключительно зарубежные данные, карты, модели (например, для моделирования дрейфа нефтяных пятен, активно рекламируется модель Шведского института метеорологии и гидрологии, а, например, не SPILLMOD отечественной разработки) и т.п. Очевидные проблемы отечественного ДЗЗ – малочисленность группировки спутников, неудовлетворительная работа приборов, проблемы с валидацией данных и др. хорошо известны. Тем не менее, опыт таких крупных производителей мониторинга, как НЦ ОМЗ (госучреждение) или ИТЦ «СканЭкс» (частная компания) в книге вообще никак не освящен и игнорируется – т.е. авторы почему-то никоим образом не хотят видеть наработки ведущих российских компаний и организаций. Кроме того, при чтении книги создается впечатление, что необходимые подходы, технологии и методологии в России отсутствуют... Разуверим авторов: система мониторинга в России уже создана, о чем говорят, в частности, достижения таких российских организаций и компаний, как НЦ ОМЗ, НИЦ «Планета» и ИТЦ «СканЭкс». Дело осталось за малым – добиться достойного гос. финансирования и запустить ее в жизнь.
В-четвертых, большинство глав книги посвящено не проблеме мониторинга значимых океанологических и гидрометеорологических полей (температуры, уровня, течений, приводного ветра, волнения, хлорофилла, морских льдов и др.), определяющих состояние окружающей среды – а, главным образом, различным мелкомасштабным явлениям. Это сужает рамки книги и как результат комплексный мониторинг морей России сводится к проблеме мониторинга нефтяных загрязнений. Исключение, казалось бы, сделало в главе, посвященной мониторингу Азово-Черноморского бассейна. Но в ней приведены результаты, полученные большей частью вовсе не авторами книги, а коллективом НИЦ «Планета» при участии большого количества сторонних экспертов.
Вызывает некоторое удивление, например, включение в книгу разделов про вихри и внутренние волны. Отчасти с включением главы про вихри, как влияющих на перераспределение поверхностных и внутримассовых загрязнений, можно согласиться. Однако многостраничный раздел про внутренние волны во внутренних морях выглядит неуместно. Бесспорно, внутренние волны – интересный объект для академических исследований, однако для решения практических задач их мониторинг на данном этапе развития науки мало плодотворен.
В-пятых, подробно останавливаясь на нефтяных загрязнениях, заметим, что концепция их мониторинга, основанная на космической радиолокационной съемке, была разработана и внедрена в практику еще в середине 90-х гг. прошлого века (публикована в работах норвежских специалистов в 1994-1996 гг.). Более того, функциональные схемы мониторинга, приведенные в книге (рис. 1.1 и 1.2), копирующие опыт 15-летний давности, следует признать морально устаревшими, а в современных условиях – функционально громоздкими и неэффективными. Опыт таких центров мониторинга, как Köngsberg Satellite Services (Норвегия) или ИТЦ «СканЭкс» (Россия) показал, что в одном центре на базе наземной приемной станции можно совместить функции различных исследовательских институтов и даже кризисных центров. Отпадает необходимость использования исследовательских судов – их функции давно уже перехватили автоматические буи и метеостанции. Патрульные самолеты (в недалеком будущем – беспилотные), оснащенные комплексами приборов для измерения параметров окружающей среды и нефтяной пленки, необходимы только в критических ситуациях. Необходимым элементом практически всех современных систем мониторинга нефтяного загрязнения давно уже стали автоматизированные системы идентификации судов или АИС, позволяющие с высокой вероятностью идентифицировать виновника разлива.
Заметим, подобная система мониторинга «ДЗЗ + АИС» уже реализована в России ИТЦ «СканЭкс». Наконец, высокая оперативность мониторинга может быть достигнута путем использования непосредственного приема и обработки данных в России, а также использования веб-ГИС технологий, когда космические снимки, дополнительные данные для анализа и результаты мониторинга организованы в виде интерактивного геосервиса и к ним имеется доступ через интернет всем участникам – заказчикам, исполнителям, экспертам и прочим пользователям. Одним из наилучших решений для этого является отечественная технология «Геомиксер», опять же разработанная в ИТЦ «СканЭкс».
Наконец, иллюстрации книги – это в основном спутниковые снимки различных зарубежных космических агентств и систем ДЗЗ, а также рисунки и схемы, взятые с различных зарубежных сайтов. Они часто не сопровождены ссылками или знаками копирайта правообладателей; надписи на них не переведены на русский язык.
В итоге, учитывая изложенное выше, следует констатировать:
- Труд представляет собой компиляцию различных, уже опубликованных трудов и результатов, полученных в ходе выполнения отдельных, не связанных друг с другом мониторинговых проектов, обусловленных как академической тематикой, так и прикладной направленностью;
- Авторам книги не удалось внятно обрисовать состояние дел в «отрасли» и предложить современную концепцию мониторинга морей России; органическое видение предмета, целей и задач мониторинга отсутствует, «комплексный мониторинг морей», вынесенный в заглавие книги, сведен к мониторингу нефтяных загрязнений;
- Обзор методов, алгоритмов и технологий мониторинга, базирующихся на достижениях отечественных специалистов и организаций, не нашел своего места в данной публикации. Авторы из-за ряда корпоративных соображений проигнорировали современные разработки других российских компаний и организаций.
Таким образом, можно говорить о невысокой научно-практической значимости данной книги.
Во-первых, книга посвящена результатам комплексного спутникового мониторинга морей России. Однако в ней обсуждаются проблемы, главным образом, четырех морей, а именно: Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского. Моря Российской Арктики и Дальнего Востока оставлены за рамками повествования. Учитывая, что в нынешнее время России принадлежат лишь небольшие части этих морей, название книги звучит слишком пафосно. Кроме того, в книгу попал раздел, про Мексиканский залив, не имеющий к морям России никакого отношения (кстати, оперативный мониторинг нефтяного разлива в котором вели вовсе не российские специалисты, как заявлено).
Во-вторых, на первый взгляд книга организована логично и последовательно. Однако при внимательном чтении становится ясно, что труд скомпилирован из разнообразных работ авторов, опубликованных в различных изданиях – в отчетах ООО «Лукойл-Калининградморнефть» 2004-2005 гг., в отчетах НИЦ «Планета» 2006-2008 гг., статьях в журнале «Исследование Земли из космоса» 2009-2011 гг. и др. изданиях, соответствующим образом доработанных.
В-третьих, становится ясно, что используемый подход, когда прием данных ДЗЗ и обработка данных осуществляется за рубежом (на приемных станциях ESA – в Италии (Фраскати) и Норвегии (Тромсё), а обработка – в МГИ НАНУ (Украина) и Стокгольме абсолютно не удачен и для России не приемлем. Более того, очевидно, что спутниковые данные зарубежных агентств, поставлялись в рамках ряда краткосрочных проектов, договоров или коммерческих контрактов. Одним из недостатков системы мониторинга, построенной на таком подходе, являются узкие временные рамки этих проектов, из-за чего говорить о постоянно действующем мониторинге не приходится. Вполне очевидна также большая задержка по времени между получением данных и их анализом. Это со всей очевидностью показали случаи с катастрофами танкеров «Волгонефть-139» в Керченском проливе в 2007 г. и «Григорий Бугров» в Северном Каспии в 2011 г., когда ИКИ РАН не смог организовать оперативную съемку районов аварийных разливов.
Кроме того, для валидации результатов мониторинга также использовались исключительно зарубежные данные, карты, модели (например, для моделирования дрейфа нефтяных пятен, активно рекламируется модель Шведского института метеорологии и гидрологии, а, например, не SPILLMOD отечественной разработки) и т.п. Очевидные проблемы отечественного ДЗЗ – малочисленность группировки спутников, неудовлетворительная работа приборов, проблемы с валидацией данных и др. хорошо известны. Тем не менее, опыт таких крупных производителей мониторинга, как НЦ ОМЗ (госучреждение) или ИТЦ «СканЭкс» (частная компания) в книге вообще никак не освящен и игнорируется – т.е. авторы почему-то никоим образом не хотят видеть наработки ведущих российских компаний и организаций. Кроме того, при чтении книги создается впечатление, что необходимые подходы, технологии и методологии в России отсутствуют... Разуверим авторов: система мониторинга в России уже создана, о чем говорят, в частности, достижения таких российских организаций и компаний, как НЦ ОМЗ, НИЦ «Планета» и ИТЦ «СканЭкс». Дело осталось за малым – добиться достойного гос. финансирования и запустить ее в жизнь.
В-четвертых, большинство глав книги посвящено не проблеме мониторинга значимых океанологических и гидрометеорологических полей (температуры, уровня, течений, приводного ветра, волнения, хлорофилла, морских льдов и др.), определяющих состояние окружающей среды – а, главным образом, различным мелкомасштабным явлениям. Это сужает рамки книги и как результат комплексный мониторинг морей России сводится к проблеме мониторинга нефтяных загрязнений. Исключение, казалось бы, сделало в главе, посвященной мониторингу Азово-Черноморского бассейна. Но в ней приведены результаты, полученные большей частью вовсе не авторами книги, а коллективом НИЦ «Планета» при участии большого количества сторонних экспертов.
Вызывает некоторое удивление, например, включение в книгу разделов про вихри и внутренние волны. Отчасти с включением главы про вихри, как влияющих на перераспределение поверхностных и внутримассовых загрязнений, можно согласиться. Однако многостраничный раздел про внутренние волны во внутренних морях выглядит неуместно. Бесспорно, внутренние волны – интересный объект для академических исследований, однако для решения практических задач их мониторинг на данном этапе развития науки мало плодотворен.
В-пятых, подробно останавливаясь на нефтяных загрязнениях, заметим, что концепция их мониторинга, основанная на космической радиолокационной съемке, была разработана и внедрена в практику еще в середине 90-х гг. прошлого века (публикована в работах норвежских специалистов в 1994-1996 гг.). Более того, функциональные схемы мониторинга, приведенные в книге (рис. 1.1 и 1.2), копирующие опыт 15-летний давности, следует признать морально устаревшими, а в современных условиях – функционально громоздкими и неэффективными. Опыт таких центров мониторинга, как Köngsberg Satellite Services (Норвегия) или ИТЦ «СканЭкс» (Россия) показал, что в одном центре на базе наземной приемной станции можно совместить функции различных исследовательских институтов и даже кризисных центров. Отпадает необходимость использования исследовательских судов – их функции давно уже перехватили автоматические буи и метеостанции. Патрульные самолеты (в недалеком будущем – беспилотные), оснащенные комплексами приборов для измерения параметров окружающей среды и нефтяной пленки, необходимы только в критических ситуациях. Необходимым элементом практически всех современных систем мониторинга нефтяного загрязнения давно уже стали автоматизированные системы идентификации судов или АИС, позволяющие с высокой вероятностью идентифицировать виновника разлива.
Заметим, подобная система мониторинга «ДЗЗ + АИС» уже реализована в России ИТЦ «СканЭкс». Наконец, высокая оперативность мониторинга может быть достигнута путем использования непосредственного приема и обработки данных в России, а также использования веб-ГИС технологий, когда космические снимки, дополнительные данные для анализа и результаты мониторинга организованы в виде интерактивного геосервиса и к ним имеется доступ через интернет всем участникам – заказчикам, исполнителям, экспертам и прочим пользователям. Одним из наилучших решений для этого является отечественная технология «Геомиксер», опять же разработанная в ИТЦ «СканЭкс».
Наконец, иллюстрации книги – это в основном спутниковые снимки различных зарубежных космических агентств и систем ДЗЗ, а также рисунки и схемы, взятые с различных зарубежных сайтов. Они часто не сопровождены ссылками или знаками копирайта правообладателей; надписи на них не переведены на русский язык.
В итоге, учитывая изложенное выше, следует констатировать:
- Труд представляет собой компиляцию различных, уже опубликованных трудов и результатов, полученных в ходе выполнения отдельных, не связанных друг с другом мониторинговых проектов, обусловленных как академической тематикой, так и прикладной направленностью;
- Авторам книги не удалось внятно обрисовать состояние дел в «отрасли» и предложить современную концепцию мониторинга морей России; органическое видение предмета, целей и задач мониторинга отсутствует, «комплексный мониторинг морей», вынесенный в заглавие книги, сведен к мониторингу нефтяных загрязнений;
- Обзор методов, алгоритмов и технологий мониторинга, базирующихся на достижениях отечественных специалистов и организаций, не нашел своего места в данной публикации. Авторы из-за ряда корпоративных соображений проигнорировали современные разработки других российских компаний и организаций.
Таким образом, можно говорить о невысокой научно-практической значимости данной книги.