Анализ перемещения населения

Вопросы общего характера по ГИС и дистанционному зондированию, не связанные с конкретным ПО.
AlexSBERBANK
Интересующийся
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 11 дек 2012, 11:04
Репутация: 0

Анализ перемещения населения

Сообщение AlexSBERBANK » 03 окт 2013, 13:51

Коллеги, добрый день. Может кто подскажет из личного опыта или посоветует литературу по вопросу анализа перемещения населения в течении дня в пределах города. Есть задача определить параметры или возможности, которые позволят отследить, как в течении дня население перемещается в черте города либо ближайшего пригорода. Вроде как маятниковая миграция, только очень специфическая. Возможно кто-то встречал похожие исследования или обсуждения.
Возможно, есть информация как оценить проходимость в определенной точке, на перекрестке или на улице не прибегая к полевым работам.
Кто знаком с понятием генераторклиентопотока, как его можно оценить (уже есть попытки вводить коэффициаенты полученные сложными мат вычислениями использую POI, остановки общественного транспорта, распределенную численность населения по городу). Может быть есть еще какие-либо пространственные данные способные влиять на поток людей.
Есть ли инструмент оценки транзитного потока через город, любого рода?
Буду благодарен если кто-то что-то подскажет) спасибо....

bim2010
Гуру
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 27 янв 2009, 22:57
Репутация: 258

Re: Анализ перемещения населения

Сообщение bim2010 » 03 окт 2013, 16:54

Кластерный анализ в R например.
Agglomerative Nesting(Hierarchical Clustering)
Кластерный анализ пространства и времени в Arcgis.
Готовые решения есть у компании «Центр пространственных исследований».
Геомаркетинговый подход для банковского ритейла.
Рекомендую посмотреть доклад профессора Е.А. Огневой 'Геостатистический анализ данных медицинской статистики"
Последний раз редактировалось bim2010 06 окт 2013, 23:35, всего редактировалось 1 раз.

bim2010
Гуру
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 27 янв 2009, 22:57
Репутация: 258

Re: Анализ перемещения населения

Сообщение bim2010 » 05 окт 2013, 21:00

Sustainable city compactness evaluation on the basis of GIS and Bayes rule
Spatial Analysis of the Urban-to-Rural Migration Determinants in the Viennese Metropolitan Area. A Transition from Suburbia to Postsuburbia?
library The University of Edinburgh
Даже для приближенного расчета вам необходимо иметь информацию из нескольких департаментов. Например, информацией о месте работы и месте жительства располагает здравоохранение. Геокодирование этой информации - задача не тривиальная. Другая проблема грамотно разбить на торговые зоны мегаполис (на мой взгляд их должно быть < 100). Использование упрощенного разбиения на равные ячейки территории возможно только на начальном этапе. Я за комбинированные методики расчета этой задачи.
Последний раз редактировалось bim2010 07 окт 2013, 00:42, всего редактировалось 2 раза.

andreygeo
Гуру
Сообщения: 1085
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 10:53
Репутация: 358
Откуда: Ракурс & GISGeo

Re: Анализ перемещения населения

Сообщение andreygeo » 06 окт 2013, 00:05

Достаточно интересные исследования были у ВШЭ. Изучалась маятниковая миграция из области в Москву на основе реальной статистики.
Со студентами маятниковую миграцию наглядно анализировали по данным ЯндексПробки. Расписанию электричек и т.п.
Проект GISGeo: геомаркетинг

gamm
Гуру
Сообщения: 4168
Зарегистрирован: 15 окт 2010, 08:33
Репутация: 1107
Ваше звание: программист
Откуда: Казань

Re: Анализ перемещения населения

Сообщение gamm » 06 окт 2013, 07:28

AlexSBERBANK писал(а):Есть ли инструмент оценки транзитного потока через город, любого рода?
Буду благодарен если кто-то что-то подскажет) спасибо....
раньше "департаменты транспорта" (как бы они ни назывались) проводили регулярные измерения потока на общественном транспорте, и потока машин (с разделением по типажу/тоннажу), по моему, раз в пять лет. Эти данные должны быть у городских властей (их используют градостроители при планировании схем движения).

Косвенно потоки можно оценить по плотности населения (взяв, например, избирательные участки - раз ничего больше доступного нет), транспортной сети, и местам работы/отдыха/покупок (с этим сложнее).

Дальше классическое имитационное моделирование (типа GPSS, который мы еще на ЕС-ЭВМ мучили, или новомодного G2 - но можно и руками). От ГИС здесь нужно (кроме оценки плотности) оценить "притягательность" разных мест для работы/покупок/отдыха, и пропускную способность транспортной сети.

Аватара пользователя
geodesist.ru
Активный участник
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 27 янв 2012, 23:29
Репутация: 14
Откуда: Ижевск

Re: Анализ перемещения населения

Сообщение geodesist.ru » 06 окт 2013, 18:11

Самый реальный способ по мобилам - нужно выходить на ОПСоСов - была статья на Хабре о высокой достоверности.

andreygeo
Гуру
Сообщения: 1085
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 10:53
Репутация: 358
Откуда: Ракурс & GISGeo

Re: Анализ перемещения населения

Сообщение andreygeo » 06 окт 2013, 22:26

Вот, посмотрите: Портрет маятникового мигранта.
Это к вопросу об источниках данных и их обработке. Все данные были получены из открытых источников.
А вам требуется анализ какой-то конкретной территории или в общем? Методология просто будет несколько различаться. В приведенном примере оперируют миллионами человек, не знаю, насколько вам это подходит.
Есть ли у вас какие-либо статистические данные? Если вы действительно из Сбера, то, может быть есть у вас данные о количестве обращений в конкретные банкоматы/отделения? Могу предложить посотрудничать на безвоздмездной основе ради обучения моих студентов на основе реальных данных. Вуз - очень солидный, факультет из самых-самых. Мы бы проработали методологию, положили бы её в нашу ГИС, привели бы студентов на практику :D Как вам?
У меня студенты хорошие...не успеете оглянуться, как многие из них начнут командовать, в том числе и Сбером, вам же нужны заранее подготовленные управленцы? :roll:
Проект GISGeo: геомаркетинг

gamm
Гуру
Сообщения: 4168
Зарегистрирован: 15 окт 2010, 08:33
Репутация: 1107
Ваше звание: программист
Откуда: Казань

Re: Анализ перемещения населения

Сообщение gamm » 07 окт 2013, 07:25

andreygeo писал(а):Вот, посмотрите: Портрет маятникового мигранта.
Это к вопросу об источниках данных и их обработке. Все данные были получены из открытых источников.
После сшивания нескольких баз данных о жителях Подмосковья (включая данные налоговой инспекции, пенсионного фонда, реестра российских предприятий) ага, из открытых :mrgreen:

andreygeo
Гуру
Сообщения: 1085
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 10:53
Репутация: 358
Откуда: Ракурс & GISGeo

Re: Анализ перемещения населения

Сообщение andreygeo » 07 окт 2013, 09:37

gamm писал(а):
andreygeo писал(а):Вот, посмотрите: Портрет маятникового мигранта.
Это к вопросу об источниках данных и их обработке. Все данные были получены из открытых источников.
После сшивания нескольких баз данных о жителях Подмосковья (включая данные налоговой инспекции, пенсионного фонда, реестра российских предприятий) ага, из открытых :mrgreen:
Ну да, эти реестры доступны. Как тот же самый ЕГРП и проч. Естественно на уровне цифр, а не ФИО. Ну и ГКС подбрасывает порой любопытные данные.
Проект GISGeo: геомаркетинг

gamm
Гуру
Сообщения: 4168
Зарегистрирован: 15 окт 2010, 08:33
Репутация: 1107
Ваше звание: программист
Откуда: Казань

Re: Анализ перемещения населения

Сообщение gamm » 07 окт 2013, 10:40

andreygeo писал(а):Ну да, эти реестры доступны. Как тот же самый ЕГРП и проч.
я видел только на уровне очень общей статистики, без детализации. Вы ссылку можете дать? у нас даже данные переписи населения не доступны (даже на уровне переписных участков, как в штатах).

P.S. то, что они доступны в виде ворованных баз, я знаю, но чтобы официально ...

AlexSBERBANK
Интересующийся
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 11 дек 2012, 11:04
Репутация: 0

Re: Анализ перемещения населения

Сообщение AlexSBERBANK » 07 окт 2013, 11:04

bim2010 писал(а):Sustainable city compactness evaluation on the basis of GIS and Bayes rule
Spatial Analysis of the Urban-to-Rural Migration Determinants in the Viennese Metropolitan Area. A Transition from Suburbia to Postsuburbia?
library The University of Edinburgh
Даже для приближенного расчета вам необходимо иметь информацию из нескольких департаментов. Например, информацией о месте работы и месте жительства располагает здравоохранение. Геокодирование этой информации - задача не тривиальная. Другая проблема грамотно разбить на торговые зоны мегаполис (на мой взгляд их должно быть < 100). Использование упрощенного разбиения на равные ячейки территории возможно только на начальном этапе. Я за комбинированные методики расчета этой задачи.
у нас имеется методика разбиения территории на локальные рынки, может она примитивная, но на практике показывает положительные результаты.
Как вы думаете, здравоохранение сможет предоставить такие данные?

AlexSBERBANK
Интересующийся
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 11 дек 2012, 11:04
Репутация: 0

Re: Анализ перемещения населения

Сообщение AlexSBERBANK » 07 окт 2013, 11:11

gamm писал(а):
AlexSBERBANK писал(а):Есть ли инструмент оценки транзитного потока через город, любого рода?
Буду благодарен если кто-то что-то подскажет) спасибо....
раньше "департаменты транспорта" (как бы они ни назывались) проводили регулярные измерения потока на общественном транспорте, и потока машин (с разделением по типажу/тоннажу), по моему, раз в пять лет. Эти данные должны быть у городских властей (их используют градостроители при планировании схем движения).

Косвенно потоки можно оценить по плотности населения (взяв, например, избирательные участки - раз ничего больше доступного нет), транспортной сети, и местам работы/отдыха/покупок (с этим сложнее).

Дальше классическое имитационное моделирование (типа GPSS, который мы еще на ЕС-ЭВМ мучили, или новомодного G2 - но можно и руками). От ГИС здесь нужно (кроме оценки плотности) оценить "притягательность" разных мест для работы/покупок/отдыха, и пропускную способность транспортной сети.
Не в курсе эти данные есть по крупнейшим городам только или по городам с численность и в 100 тыс населения?

Плотность населения есть в виде точек с расчетной численностью населения в каждом здании (практически в каждом). Остановки ОТ с кол-ом маршрутов и дорожный граф имеется, а так же есть инфа POI, а вот мест работы нет и где их взять проблема.((
gamm писал(а):Дальше классическое имитационное моделирование (типа GPSS, который мы еще на ЕС-ЭВМ мучили, или новомодного G2 - но можно и руками). От ГИС здесь нужно (кроме оценки плотности) оценить "притягательность" разных мест для работы/покупок/отдыха, и пропускную способность транспортной сети.
Могли бы дать ссылки где почитать о этих моделированиях, работаю только в аргисе

AlexSBERBANK
Интересующийся
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 11 дек 2012, 11:04
Репутация: 0

Re: Анализ перемещения населения

Сообщение AlexSBERBANK » 07 окт 2013, 11:24

andreygeo писал(а):Вот, посмотрите: Портрет маятникового мигранта.
Это к вопросу об источниках данных и их обработке. Все данные были получены из открытых источников.
А вам требуется анализ какой-то конкретной территории или в общем? Методология просто будет несколько различаться. В приведенном примере оперируют миллионами человек, не знаю, насколько вам это подходит.
Есть ли у вас какие-либо статистические данные? Если вы действительно из Сбера, то, может быть есть у вас данные о количестве обращений в конкретные банкоматы/отделения? Могу предложить посотрудничать на безвоздмездной основе ради обучения моих студентов на основе реальных данных. Вуз - очень солидный, факультет из самых-самых. Мы бы проработали методологию, положили бы её в нашу ГИС, привели бы студентов на практику :D Как вам?
У меня студенты хорошие...не успеете оглянуться, как многие из них начнут командовать, в том числе и Сбером, вам же нужны заранее подготовленные управленцы? :roll:
Видел я эту работу, все слишком индивидуально в рамках Мск и МО. А наша страна огромная и такая методика не совсем подходит для других городов. Мы анализируем все города с населением выше 50 тыс. Есть POI, население, общественный транспорт (без наименования маршрута, а лишь их кол-ве).

Да Сбер. Есть и обращения, но нам это не поможет, так как программа переформатирования и переезда помещений запущенна, и есть необходимость определить потенциал территории, уже есть довольно серьезная методика оценки, но необходимо именно учесть перемещение населения в течении дня среди локальных зон города (тоже из методики).

Мда практика и тд тп наверное практически за гранью реальности, слишком все сложно(((

gamm
Гуру
Сообщения: 4168
Зарегистрирован: 15 окт 2010, 08:33
Репутация: 1107
Ваше звание: программист
Откуда: Казань

Re: Анализ перемещения населения

Сообщение gamm » 07 окт 2013, 15:21

AlexSBERBANK писал(а):Мда практика и тд тп наверное практически за гранью реальности, слишком все сложно(((
вам нужно к градостроителям, они все это считали руками еще в 80-е годы (мы им тогда помогали автоматизировать). У них и данные, и методики есть.

bim2010
Гуру
Сообщения: 977
Зарегистрирован: 27 янв 2009, 22:57
Репутация: 258

Re: Анализ перемещения населения

Сообщение bim2010 » 08 окт 2013, 10:47

Алескеров Ф. Т. (ГУ ВШЭ) Белоусова В. Ю. (ГУ ВШЭ) Эффективное развитие филиальной сети коммерческого банка
Угаров А.С. МЕТОДЫ ВЫБОРА МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ТОРГОВОЙ ТОЧКИ
Леонов А.Л.(Esri CIS)ГИС для розничной торговли
Хортонен А.А.АНАЛИЗ МЕТОДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЛИАЛЬНОЙ СЕТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА И ПУТИ ИХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
стр 86
ХОРТОНЕН А.А. ГЕОМОДЕЛИРОВАНИЕ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ ПРОСТРАНСТВЕННО РАСПРЕДЕЛЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
http://cyberleninka.ru/search?q=%D0%A5% ... 0%98%D0%A7
ХОРТОНЕН А.А. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК КЛАСС СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ (НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ)
Кира Канаян & Рубен Канаян, Армен Канаян Торговля и город: возможности совместного развития
Estimating the Gravity Model When Zero Trade Flows are Frequent
Gravity model of trade
http://en.wikipedia.org/wiki/Gravity_model_of_trade
Модель Хаффа
И обратите внимание на списки используемой литературы в конце каждой статьи.
У нас имеется методика разбиения территории на локальные рынки, может она примитивная, но на практике показывает положительные результаты.
Как вы думаете, здравоохранение сможет предоставить такие данные?
Предположим, несмотря на 152-фз, вы имеете доступ к данным здравоохранения.
Тогда вам необходимо разобраться и интегрировать (геокодировать) их данные на основании регламентов здравоохранения и ФОМС

Ответить

Вернуться в «Общие вопросы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя