
Но, всё-таки добавлю «ложку дёгтя».
Не сомневаюсь, статья об использовании ОГИС в образовании напишется (параллельно есть ещё один повод постебаться над географами; вообще забавно читать комментарии о том, как программисты собираются учить географов географии), пусть и людьми, далёкими от образования.
Работаю в среднестатистическом провинциальном госуниверситете на географическом факультете и давно преподаю ГИС для географов и геоэкологов.
Сразу скажу, что руководству ВУЗа (от ректора до деканов) всё равно, какое программное обеспечение в компьютерных классах – его выбор исключительно за преподавателями. Главное – не пиратское.
Для научно-исследовательских целей использую MapInfo, ArcGIS и QuantumGIS. Обучение веду на проприетарных ГИС, но в этом учебном году в качестве эксперимента решил дать студентам-геоэкологам QGIS.
Эксперимент оказался неудачным по целому ряду причин:
Сложилось впечатление, что продукт разрабатывается без ориентирования на конечных пользователей (студентов, географов, картографов).
Продукт местами «сыроват», а в образовании такое просто не допустимо – всё должно работать «как часы».
Попытка написать учебно-методическое пособие для студентов закончилось ничем, т.к. взятое за основу «Руководство пользователя по QGIS» к сожалению, не раскрывает функционал продукта, а только его декларирует.
Перевёл часть глав из «A Gentle Introduction to GIS», но это – теория.
Мой вывод: для образования QGIS не подходит. И не потому, что ФГОСы и руководство ВУЗов навязывают коммерческое ПО или свободное ПО плохо продвигают на рынке. Просто тот же QGIS изначально разрабатывался не географами и программистами для географов, а программистами для программистов.
Думаю, что и этим аспектам стоит уделить внимание в статье, например в разделах «Сдерживающие факторы» и «Перспективы, связанные …».
P.S. Сейчас работаем со студентами в ArcGIS Online и все просто в восторге
