Генерализация рельефа
-
- Интересующийся
- Сообщения: 24
- Зарегистрирован: 14 янв 2010, 10:21
- Репутация: 0
Генерализация рельефа
Столкнулся с задачей следующего характера.
Необходимо произвести генерализацию рельефа таким образом, чтобы горные цепи или основные хребты при этом не смазывались, как и основные тальвеги, а вот остальные поверхности, наоборот, теряли детальность. Нужно исключительно для изобразительных целей. Прикладываю пример №1 - фрагмент топографической карты 1:500 000 K38-2 на Дагестан (понимаю, что это, вероятно, было сделано вручную, но хотелось бы получить такой эффект хотя бы полуавтоматически).
Второй пример - то, что получается из SRTM с послойной окраской в Global Mapper (с помощью послойной окраски эффект не достигается).
Есть ли у кого-нибудь мысли, каким образом можно достичь подобного эффекта?
Необходимо произвести генерализацию рельефа таким образом, чтобы горные цепи или основные хребты при этом не смазывались, как и основные тальвеги, а вот остальные поверхности, наоборот, теряли детальность. Нужно исключительно для изобразительных целей. Прикладываю пример №1 - фрагмент топографической карты 1:500 000 K38-2 на Дагестан (понимаю, что это, вероятно, было сделано вручную, но хотелось бы получить такой эффект хотя бы полуавтоматически).
Второй пример - то, что получается из SRTM с послойной окраской в Global Mapper (с помощью послойной окраски эффект не достигается).
Есть ли у кого-нибудь мысли, каким образом можно достичь подобного эффекта?
- Вложения
-
- фрагмент топокарты K38-2
- rel1.jpg (3.73 МБ) 15188 просмотров
-
- Интересующийся
- Сообщения: 24
- Зарегистрирован: 14 янв 2010, 10:21
- Репутация: 0
Re: Генерализация рельефа
SRTM с послойной окраской
- Вложения
-
- SRTM
- rel2.jpg (1.22 МБ) 15187 просмотров
- Olga_@@@
- Гуру
- Сообщения: 715
- Зарегистрирован: 24 фев 2009, 15:42
- Репутация: 0
- Ваше звание: городошник
- Откуда: Екатеринбург
- Контактная информация:
Re: Генерализация рельефа
Если текстурировать, тоже не нравится?
Там типа теней что-то появится
Там типа теней что-то появится
У меня из Apple дома только компот.
-
- Гуру
- Сообщения: 3321
- Зарегистрирован: 27 июл 2009, 19:26
- Репутация: 748
- Ваше звание: Вредитель полей
Re: Генерализация рельефа
Не совсем понял сути задачи и чем именно не устроил результат, который получен в GM.
Но исключительно по ассоциации могу припомнить технологию прямого и обратного разложения Фурье с изменением амплитуд отдельных частот. Позволяет манипулировать, гхм, контрастностью составляющих разного размера (в плоскости сцены).
Но исключительно по ассоциации могу припомнить технологию прямого и обратного разложения Фурье с изменением амплитуд отдельных частот. Позволяет манипулировать, гхм, контрастностью составляющих разного размера (в плоскости сцены).
-
- Интересующийся
- Сообщения: 24
- Зарегистрирован: 14 янв 2010, 10:21
- Репутация: 0
Re: Генерализация рельефа
На топокарте рельеф менее детальный, но при этом хребты очень четко прорисовываются. Если подобное делать генерализацией "в лоб" с SRTM, то хребты смажутся вместе с остальным рельефом. А нужна, так сказать, избирательность.ericsson писал(а):Не совсем понял сути задачи и чем именно не устроил результат, который получен в GM.
Но исключительно по ассоциации могу припомнить технологию прямого и обратного разложения Фурье с изменением амплитуд отдельных частот. Позволяет манипулировать, гхм, контрастностью составляющих разного размера (в плоскости сцены).
В каком ПО можно поковыряться с частотами?
Про текстурирование что-то первый раз слышу. Имеется в виду графическая обработка в Photoshop?Olga_@@@ писал(а):Если текстурировать, тоже не нравится?
Там типа теней что-то появится
-
- Гуру
- Сообщения: 5173
- Зарегистрирован: 26 сен 2009, 16:26
- Репутация: 792
- Ваше звание: званий не имею
- Откуда: Москва
Re: Генерализация рельефа
На сам вопрос сейчас не отвечу, но надо иметь в виду, что данные SRTM имеют детальность рельефа как минимум стотысячных карт (доходит до 1:50 000). А здесь топокарта 1:500 000.
Как "генерализовать" SRTM (?):
-- найти ЦМР с более низким разрешением (ETOPO, GLOBE, SRTM30 и т.д.)
-- переинтерполировать SRTM в растр с более низким разрешением (куча методов..)
-- получить из SRTM изолинии; оставить изолинии с шагом, соответствующим топокартам 1:500 000 масштаба; интерполировать в новую ЦМР с нужным разрешением
-- ??
Как "генерализовать" SRTM (?):
-- найти ЦМР с более низким разрешением (ETOPO, GLOBE, SRTM30 и т.д.)
-- переинтерполировать SRTM в растр с более низким разрешением (куча методов..)
-- получить из SRTM изолинии; оставить изолинии с шагом, соответствующим топокартам 1:500 000 масштаба; интерполировать в новую ЦМР с нужным разрешением
-- ??
Редактор материалов, модератор форума
- Olga_@@@
- Гуру
- Сообщения: 715
- Зарегистрирован: 24 фев 2009, 15:42
- Репутация: 0
- Ваше звание: городошник
- Откуда: Екатеринбург
- Контактная информация:
Re: Генерализация рельефа
Нет, это можно в GM сделать, но применяется к растру.Про текстурирование что-то первый раз слышу. Имеется в виду графическая обработка в Photoshop?
Хотя наверно есть другие варианты для создания эффекта теней. Сейчас нет GM под рукой, точно не могу сказать.
Последний раз редактировалось Olga_@@@ 19 апр 2011, 16:42, всего редактировалось 2 раза.
У меня из Apple дома только компот.
-
- Интересующийся
- Сообщения: 24
- Зарегистрирован: 14 янв 2010, 10:21
- Репутация: 0
Re: Генерализация рельефа
Суть вопроса не в том, как генерализовать SRTM, а как генерализовать его, так сказать, избирательно. У меня с математикой не очень хорошо, но методом скользящего квадрата в том же Erdas пользовался и примерно представляю алгоритм его работы. Вероятно, со спектрами Фурье будет более адекватный результат.amuriy писал(а):На сам вопрос сейчас не отвечу, но надо иметь в виду, что данные SRTM имеют детальность рельефа как минимум стотысячных карт (доходит до 1:50 000). А здесь топокарта 1:500 000.
Как "генерализовать" SRTM (?):
-- найти ЦМР с более низким разрешением (ETOPO, GLOBE, SRTM30 и т.д.)
-- переинтерполировать SRTM в растр с более низким разрешением (куча методов..)
-- получить из SRTM изолинии; оставить изолинии с шагом, соответствующим топокартам 1:500 000 масштаба; интерполировать в новую ЦМР с нужным разрешением
-- ??
P.S. вот что получается из GTOPO
- Вложения
-
- rel3_gtopo.jpg (238.52 КБ) 15175 просмотров
-
- Гуру
- Сообщения: 5173
- Зарегистрирован: 26 сен 2009, 16:26
- Репутация: 792
- Ваше звание: званий не имею
- Откуда: Москва
Re: Генерализация рельефа
Да, и еще пара мыслей от геоморфолога
Чтобы визуально "выдвинуть" больше хребты и впадины, при создании свето-теневой отмывки можно увеличить "вертикальный масштаб" рельефа (сейчас он примерно = 1, можно смело увеличить до 2, а то и 3). Как это сделать в GlobalMapper, не знаю, но в растровых ГИС (GRASS, SAGA, ILWIS и т.д.) это можно.
И вместе с этим "поиграться" с высотой Солнца над горизонтом, азимутом и другими параметрами отмывки.

Чтобы визуально "выдвинуть" больше хребты и впадины, при создании свето-теневой отмывки можно увеличить "вертикальный масштаб" рельефа (сейчас он примерно = 1, можно смело увеличить до 2, а то и 3). Как это сделать в GlobalMapper, не знаю, но в растровых ГИС (GRASS, SAGA, ILWIS и т.д.) это можно.
И вместе с этим "поиграться" с высотой Солнца над горизонтом, азимутом и другими параметрами отмывки.
Редактор материалов, модератор форума
-
- Гуру
- Сообщения: 3321
- Зарегистрирован: 27 июл 2009, 19:26
- Репутация: 748
- Ваше звание: Вредитель полей
Re: Генерализация рельефа
"Четко прорисовываются" - это значит, выделены тенью? Тогда крутите в GM настройки вот тут http://www.globalmapper.com/helpv9/Help ... l#vertical все что касается Hill shading. Это и есть "затенение". Карту теней, в принципе, можно получить отдельно (залить ландшафт одним цветом и применить к нему hill shading) и накладывать потом с разными настройками blending'а.
Работа с FFT/IFT реализована в ImageMagick, http://www.imagemagick.org/Usage/fourier/ для того, чтобы покорёжить данные SRTM, их нужно будет пересохранить в GeoTIFF и сделать дамп всех метаданных и вернуть их потом назад (listgeo и geotifcp соответственно).
UPD: "Поднять" рельеф можно, если использовать вот это http://www.globalmapper.com/helpv9/Help ... _alter_tab
Работа с FFT/IFT реализована в ImageMagick, http://www.imagemagick.org/Usage/fourier/ для того, чтобы покорёжить данные SRTM, их нужно будет пересохранить в GeoTIFF и сделать дамп всех метаданных и вернуть их потом назад (listgeo и geotifcp соответственно).
UPD: "Поднять" рельеф можно, если использовать вот это http://www.globalmapper.com/helpv9/Help ... _alter_tab
-
- Интересующийся
- Сообщения: 24
- Зарегистрирован: 14 янв 2010, 10:21
- Репутация: 0
Re: Генерализация рельефа
Да, по всей видимости, все таки дело в тени, т.е. отдельная отмывка на хребтах.ericsson писал(а):"Четко прорисовываются" - это значит, выделены тенью? Тогда крутите в GM настройки вот тут http://www.globalmapper.com/helpv9/Help ... l#vertical все что касается Hill shading. Это и есть "затенение". Карту теней, в принципе, можно получить отдельно (залить ландшафт одним цветом и применить к нему hill shading) и накладывать потом с разными настройками blending'а.
Работа с FFT/IFT реализована в ImageMagick, http://www.imagemagick.org/Usage/fourier/ для того, чтобы покорёжить данные SRTM, их нужно будет пересохранить в GeoTIFF и сделать дамп всех метаданных и вернуть их потом назад (listgeo и geotifcp соответственно).
Да, текстурирование дает похожий эффект, но, к сожалению, нельзя менять его интенсивность, а эффект получается чрезмерныйOlga_@@@ писал(а):Нет, это можно в GM сделать, но применяется к растру.Про текстурирование что-то первый раз слышу. Имеется в виду графическая обработка в Photoshop?
Хотя наверно есть другие варианты для создания эффекта теней. Сейчас нет GM под рукой, точно не могу сказать.
Проблема в том, что при увеличении вертикального масштаба, равно как и при увеличении интенсивности оттенения (черноты тени) вылезают не только хребты, но и не видимые до этого мелкие структуры на склонах, которые забивают изображение. А если играться настройками на уже генерализованном рельефе, то хребты оказываются сильно замыленными и не реагируют на пинкиamuriy писал(а):Да, и еще пара мыслей от геоморфолога![]()
Чтобы визуально "выдвинуть" больше хребты и впадины, при создании свето-теневой отмывки можно увеличить "вертикальный масштаб" рельефа (сейчас он примерно = 1, можно смело увеличить до 2, а то и 3). Как это сделать в GlobalMapper, не знаю, но в растровых ГИС (GRASS, SAGA, ILWIS и т.д.) это можно.
И вместе с этим "поиграться" с высотой Солнца над горизонтом, азимутом и другими параметрами отмывки.

Пока вижу два варианта. Первый - попробовать на SRTM без отмывки наложить отдельно тень от отмывки GTOPO (ну или генерализованного SRTM) и играть смешиванием. Второй - разбираться с частотами/спектрами. Когда-то делал что-то подобное в ImageJ, но очень мало и давно

-
- Гуру
- Сообщения: 3321
- Зарегистрирован: 27 июл 2009, 19:26
- Репутация: 748
- Ваше звание: Вредитель полей
Re: Генерализация рельефа
А мысль выгрузить отмывку (в градациях серого) в растр, применить к нему тем же ImageMagick (или графическим редактором) нелинейную кривую (выгнутую вверх в светах), вернуть этот растр обратно в GM и наложить с каким-нибудь подходящим режимом blending не приходила? Таким образом "слабая" отмывка станет еще слабее, а сильная отмывка не пострадает. Вариантов-то множество.
ImageJ подойдет тоже для издевательств, совсем забыл про него.
ImageJ подойдет тоже для издевательств, совсем забыл про него.
-
- Интересующийся
- Сообщения: 24
- Зарегистрирован: 14 янв 2010, 10:21
- Репутация: 0
Re: Генерализация рельефа
Гм...нет...вообще в таком случае можно не загонять растр обратно в GM, т.к. blending можно и в графическом редакторе сделать, а геопривязка у меня сохраняется там за счет плагина Geographic Imager. попробую.ericsson писал(а):А мысль выгрузить отмывку (в градациях серого) в растр, применить к нему тем же ImageMagick (или графическим редактором) нелинейную кривую (выгнутую вверх в светах), вернуть этот растр обратно в GM и наложить с каким-нибудь подходящим режимом blending не приходила? Таким образом "слабая" отмывка станет еще слабее, а сильная отмывка не пострадает. Вариантов-то множество.
ImageJ подойдет тоже для издевательств, совсем забыл про него.
- Olga_@@@
- Гуру
- Сообщения: 715
- Зарегистрирован: 24 фев 2009, 15:42
- Репутация: 0
- Ваше звание: городошник
- Откуда: Екатеринбург
- Контактная информация:
Re: Генерализация рельефа
Можно за счет прозрачноститекстурирование дает похожий эффект, но, к сожалению, нельзя менять его интенсивность, а эффект получается чрезмерный
У меня из Apple дома только компот.
-
- Интересующийся
- Сообщения: 24
- Зарегистрирован: 14 янв 2010, 10:21
- Репутация: 0
Re: Генерализация рельефа
Спасибо всем за реакцию на вопрос, но хотел бы спросить вот еще что:
в каком софте можно сделать генерализацию рельефа с такими же условиями, как это реализовано в ArcGIS в модуле Spatial Analyst? Т.е. задавать размер ячейки (скользящего квадрата) и алгоритм генерализации (сумма, среднее. максимум и .д.)? Знаю, что это еще делается в Erdas и в Envi, но хотелось бы чего-нибудь бесплатного или хотя бы за разумную сумму.
в каком софте можно сделать генерализацию рельефа с такими же условиями, как это реализовано в ArcGIS в модуле Spatial Analyst? Т.е. задавать размер ячейки (скользящего квадрата) и алгоритм генерализации (сумма, среднее. максимум и .д.)? Знаю, что это еще делается в Erdas и в Envi, но хотелось бы чего-нибудь бесплатного или хотя бы за разумную сумму.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя