https://digitalcommons.usu.edu/hwi/vol14/iss1/8/
Также в открытом доступе находится электронная база с данными самого проекта (ссылка указана в статье).
Этот проект был сделан в 2013-2016 гг с большой помощью сообщества GIS-Lab, что отражено в благодарностях (раздел “Acknowledgments”).
Проект посвящен разработке методов, снижающих риск столкновений самолетов с птицами и при этом не вредящих популяции этих птиц. Опубликована вторая статья из цикла, та, что прежде называлась
"Superficial Conditions Affecting Black Vulture Soaring Behavior in Brazil: Implications for Bird Strike Abatement"
Первая статья из цикла (старое название "Meteorological Conditions Affecting Black Vulture Soaring Behavior in Brazil: Implications for Bird Strike Abatement") будет опубликована позже. Сейчас над этим работаем. (Для тех, кто в теме – идея опубликовать первую статью в журнале Russian Journal of Ecosystem Ecology не получилась (не сошлись в мнении с рецензентом – диалог зашел в тупик). Сейчас мы будем подавать ее в выбранные другие журналы.
По этому проекту я защитилась (Master of science in Ecology, UNICAMP, Brazil) в 2016 году. Но вот с публикацией статей дело шло медленно и тяжело.
Ниже привожу абстракт статьи и практические рекомендации (данные вместо Выводов в статье) с их переводом на русский язык.
Подробнее читайте статью. Если будет интерес к теме, разработанной методике и т.д. и при этом непонимание английского – могу расширить перевод на русский, а также ответить на все вопросы. Пишите здесь или на мой имейл (natalieenov@gmail.com), сейчас или когда угодно позже.
АбстрактAbstract: The rising number of aircraft collisions with birds requires the development of appropriate mitigation measures to control their populations in the vicinity of airports. The black vulture (Coragyps atratus) is one of the most dangerous species for aviation in Brazil and all countries of its range. To better understand the spatial distribution patterns of flying vultures and their link with environmental characteristics, we studied natural and anthropogenic superficial factors, numerically estimated and mapped the risk of collision with birds over the Airport Safety Area (ASA). From September 2012 to August 2013 we surveyed soaring black vultures once every month from 26 points within 20-km ASA zones surrounded Amarais and Presidente Prudente airports in the southeast part of Brazil. We processed the records by methods coupling geographic information system (GIS) and remote sensing technologies. The superficial parameters (relief, surface temperature, surface covering type and anthropogenic pressure) obtained from satellite imagery and the vulture censuses were joined in the georeferenced database or shapefiles. The resulting tabulated data were examined using Spearman's rank correlation and principal component analysis to outline the relationships between space distribution of black vultures and environmental characteristics of the area. We found that the contrast in surface temperatures correlated well with the intensity of soaring flights of black vultures. This suggests that vultures tend to soar inside the strongest thermals in their surroundings. By contrast, the relief parameters, including altitude above sea level, slope exposure and inclination, did not relate with the soaring activity of this species. The banks of water bodies and roadways were detected as the most attractive landscapes for soaring vultures. We recorded the least number of soaring vultures over the uninterrupted urbanized lands. However, the scattered enclaves of urban settlement surrounded by natural and rural landscapes are highly attractive to these birds. To mitigate the bird strike risk in ASA zones, we proposed to plot the objects generating thermals and attracting vultures on risk assessment maps and to trace the aviation routes avoiding them.
Key words: black vulture; Brazil; Coragyps atratus; remote sensing; risk assessment map; soaring behavior; thermals; wildlife-aircraft strike
Рост числа столкновений самолетов с птицами требует разработки мягких методов контроля популяций птиц в непосредственной близости от аэропортов. Американский черный гриф, урубу или Black vulture (Coragyps atratus) - один из самых опасных видов для авиации Бразилии и всех стран его ареала. Чтобы лучше понять закономерности пространственного распределения летающих урубу и их связь с экологическими характеристиками, мы изучили природные и антропогенные поверхностные факторы, численно оценили и нанесли на карту риск столкновения с птицами над зоной обеспечения безопасности аэропорта (Airport Safety Area, ASA). С сентября 2012 года по август 2013 года мы ежемесячно наблюдали парящих урубу из 26 точек в пределах 20-километровых зон ASA, окружавших аэропорты Amarais и Presidente Prudente в юго-восточной части Бразилии. Мы обрабатывали записи методами, сочетающими геоинформационные системы (ГИС) и технологии дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Поверхностные параметры (рельеф, температура поверхности, ландшафт и антропогенный пресс), полученные по спутниковым снимкам, и данные учета птиц, были объединены в географически привязанную базу данных (шейп-файлы, shapefiles). Полученные табличные данные были проанализированы с использованием ранговой корреляции Спирмена и анализа главных компонент (Spearman's rank correlation and principal component analysis), чтобы выявить взаимосвязи между пространственным распределением птиц и поверхностными характеристиками местности.
Мы обнаружили, что контраст температуры поверхности хорошо коррелирует с интенсивностью парящих полетов урубу (the intensity of soaring flights of black vultures). Это говорит о том, что урубу, как правило, парят внутри самых сильных термиков в их окружении. Параметры рельефа, а именно - высота над уровнем моря, экспозиция склона и наклон склона, не были связаны с парящей активностью этих птиц. Берега водоемов и дороги были признаны наиболее привлекательными ландшафтами для парящих грифов. Мы зафиксировали наименьшее количество парящих грифов над непрерывными урбанизированными землями. Однако разрозненные анклавы городских поселений, окруженные природными и сельскими ландшафтами, весьма привлекательны для этих птиц. Для снижения риска столкновений самолетов с птицами в зонах ASA вокруг аэропортов, мы предложили на картах риска столкновений(1) (risk assessment maps) отмечать объекты, создающие сильные термики и привлекающие этим урубу, и прокладывать авиационные маршруты в обход этим объектам.
Практические рекомендацииManagement implications
The areas generating strong and steady state thermals attract soaring vultures and pose the major danger for aircraft flights. Natural thermals are triggered by the boundaries between different types of surface covering, producing high contrast in surface temperatures (e.g., the isolated constructions made of concrete, asphalt, and metal; the coastline of lakes, rivers, and ponds; the forest and plowed field margins; and the borders between hill slopes of different exposure). The technogenic thermals generated by industrial heating like power stations or factory pipes can be the most threatening for airplane flights since they can draw an extremely high concentration of birds. The illuminated technogenic thermals may be dangerous also at night hours. In this research, we detected the artificial and natural water bodies and their shorelines, automobile roads, and natural enclaves in urban ambient or suburbs surrounded by natural and rural landscapes as the most attractive objects for soaring vultures. All areas producing the high risk of collision with birds should be plotted on risk assessment maps visualizing the large ASA zones around airports. The mapping as a part of management strategy harmless to vultures’ populations can identify the safe aircraft take-off and landing routes.
Области, генерирующие сильные и устойчивые термики (2), привлекают парящих грифов и создают основную опасность для полетов воздушных судов. Природные (естественные) термики образуются на границах между различными типами поверхностного покрытия, которые создают высокий контраст в температуре земной поверхности. Например, триггерами природных термиков могут выступать изолированные конструкции из бетона, асфальта и металла; береговая линия озер, рек и прудов; лес и вспаханные поля; границы между склонами холмов различной экспозиции). Техногенные термики, генерируемые промышленным нагревом, таким как электростанции или заводские трубы, могут быть наиболее опасными для полетов самолетов, поскольку они могут привлекать чрезвычайно высокую концентрацию парящих птиц. Освещенные техногенные термики могут быть опасны и в ночные часы. В этом исследовании мы выявили, что искусственные и естественные водные объекты и их береговые линии, автомобильные дороги и естественные анклавы в городской среде или пригородах, окруженные природными и сельскими ландшафтами, являются наиболее привлекательными объектами для парящих черных грифов. Все зоны, создающие высокий риск столкновения с птицами, должны быть нанесены на карты риска столкновений, визуализирующие большие зоны ASA вокруг аэропортов. Построение таких карт риска является частью стратегии управления численностью птиц в зонах полета авиации, безвредной для популяции этих птиц. Такие карты могут помочь определить безопасные маршруты взлета и посадки самолетов.
Примечание:
1.Методика построения карт риска столкновений разработана и описана в статье.
2.Термик – восходящий поток теплого воздуха, который формируются над нагретыми зонами в областях высокого контраста температуры земной поверхности.