Проект: создание курса ГИС и ДЗЗ для природоохранников
Добавлено: 08 ноя 2017, 22:08
Хочу предложить идею проекта для ГИС-Лаб. Проекта, в котором легко может принять участие каждый – как в период его реализации, так и после, используя его результаты. Который имеет при этом высокую практическую значимость и новизну не только в России, но и во всем мире.
Предлагаю эту тему для высказывания мыслей и идей по предложенному плану проекта. В дальнейшем я смогу оформить план проекта более конструктивно в вики ГИС-Лаб, учтя там все высказанные критические замечания и идеи.
Цель проекта:
Создать совместными усилиями курс «ГИС и ДЗЗ для природоохранных задач», в котором описать выбранную подборку материала по тематике использования ГИС и ДЗЗ технологий и данных для природоохранных целей.
Курс ориентировать на 3-5-7 дней очного обучения. В зависимости от этих ступеней, распределить программу курса (самое важное дать в первые 3 дня, более специфичное – за следующие дни). Цель такого распределения материала состоит в том, чтобы если волонтер-лектор сможет уделить курсу только 3 дня, он успевал бы дать базовое. Если может читать больше, давал бы больше.
В дальнейшем курс выложить в открытом формате на сайте GIS-Lab и использовать в таком спектре целей:
1. Каждый желающий (лектор-волонтер) сможет брать этот курс и ехать его читать по предварительной договоренности с администрацией в ООПТ (нацпарки, заповедники), региональные университеты и экологические НКО. Задача сбора заявок и организация приезда будет решаться после создания курса методом оповещений в профессиональной природоохранной среде и прессе.
2. Помимо этого, курс будет выложен на сайте GIS-Lab и любой человек сможет его изучить самостоятельно.
Однако, преимущество приглашенного лектора может быть в том, что он все покажет, ответит на вопросы, проведет практическое занятие, расскажет что-то, что не вошло в курс. Всегда лично преподавать много больше плезного эффекта, чем дистанционное обучение, особенно для новичков.
Таким образом, проект закладывает два независимых способа использования курса в задачах просвещения зеленого сообщества в геотехнологиях: очные курсы приглашенного лектора-волонтера и самостоятельное изучение.
Для волонтеров-лекторов может быть такая польза:
1. Бесплатное посещение новой интересной заповедной природной территории (можно рассчитывать, что администрация ООПТ поселит, накормит, и даже оплатит проезд), в каких-то случаях это может быть и подработкой.
2. Осознание несения важной миссии просвещения и вклада в природоохранную работу.
3.Получение опыта преподавания, с отметкой в CV об опыте преподавания и официальным подтверждением об этом из принимающих организаций (что может быть очень важно для начинающих в лекторской работе и студентов).
Таким образом, эту задачу лекторы смогут совмещать с познавательным эко-туризмом и наработкой опыта для CV и будущей работы.
Для хостеров (принимающих ООПТ, университетов, НКО) польза:
1. Получение всем персоналом небольшого, но живого и актуального курса об использовании геотехнологий для целей охраны природы.
2. Получение не только знаний, но и умений их добывать (знакомство с форумом GIS-Lab, где можно впоследствии задавать технические вопросы, знакомство с другими ресурсами Интернет для самостоятельного освоения геотехнологий).
3. Отдельным бонсуом может быть получение помощи в разработке какой-то конкретной геотехнологической задачи принимающей организации (то есть лектор сможет помочь им сделать что-то конкретное и для них нужное, и так наглядно продемонстировать потенциал геотехнологий)
Обоснование проекта.
В настоящее время в природоохранной среде существует катастрофическая безграмотность в сфере геотехнологий. Большая часть людей (примерно 99%), работающих в природоохранной сфере, не знает ничего дальше примитивного пользования Google earth. Цель курса – работать на устранение этого пробела в образовании, результатом чего станет вовлечение новой аудитории пользователей, понимание и использование ГИС и ДЗЗ основ как работниками среднего звена, так и администрациями, то есть проникновение этого во все сферы природоохранной работы. Это все впоследствии даст повышение результативности природоохранной работы, также как и лучшее решение каких-то острых вопросов гос. масштаба (например, создание базы геоданных регональных ООПТ и др).
Важно подчеркнуть, что пока в России и других странах никаких особых альтернатив такой работы НЕТ. Есть некоторое кол-во очных и интернет курсов и конференций, но они рассчитаны на УЖЕ специалистов, они сложны и дороги в посещении (так, основная часть курсов и материалов в сети на английском языке и проводится в других странах).
Курсы геотехнологий или отсутствуют в природоохранных факультетах ВУЗов, или очень слабы. Также люди, которые работают сейчас, учились в те времена, когда их еще никаких не было.
В силу этого, создание и преподавание такого курса будет в целом вести к улучшению ситуации с преподаванием геотехнологий в природоохранных и научных факультетах ВУЗов.
Главное, что свойственно для ГИС и ДЗЗ, очень часто для того, чтобы зажечь в человеке интерес к этим технологиям и смотивировать его развиваться дальше самостоятельно – нужно очень немного. Показать основы, показать, что могут дать геотехнологии, и показать ресурсы в Интернете, где можно задавать вопросы. И от этого человек уже идет охотно сам (я такое видела неоднократно и сама являюсь таким примером). Всему этому будет служить курс.
География целевой аудитории
Курс будет создаваться на русском языке, то есть география целевой аудитории - все страны бывшего Союза. В дальнейшем на основе этого курса можно сделать версии на других языках и тогда расширить его географический охват. Это реально, поскольку спектр знаний везде нужен примерно одинаковый, а ситуация с безграмостностью в геотехеологиях в природоохранной и связанной научной сфере в других странах такая же как в России или даже хуже.
Структура выполнения проекта
На первом этапе - разработать оптимальное содержание курса. Руководствуясь изложенными выше целями проекта. В разработке программы можно выходить за лимиты 3-5-7 дней. Но сначала покрыть эти дни хорошим материалом.
На втором этапе – каждый участник проекта может выбрать себе тему из разработанного содержания и сделать небольшой материал на эту тему для включения в курс. Потом редактор\редакторы сведут всё сделанное в связанный материал.
Так, в содержание надо включить такие основы как – QGIS, Grass, NextGIS (связка – набор данных, их визуализация и обработка + созданная ими система ГИС специально для заповедников), основы ДЗЗ, где брать снимки, основы работы с БД, существующие геоданные, и другое.
Думаю, что из-за лимита времени преподавать надо открытые ГИС софты. Однако можно сделать раздел и по основам ArcGIS, но брать его, только если он есть у принимающей организации.
Период выполнения проекта.
Не знаю, как отнесется сообщество, но я планирую по нему работать. Более активно в начале следующего года. В целом же , этот проект может быть сделан довольно быстро (за несколько месяцев), а потом дорабатываться, если кто-то будет вносить в него новые разделы. Само же использование курса – может продолжатся дальше до тех пор, пока в нем не отпадет необходимость.
Сложности проекта
1. Определить оптимальную программу курса.
2. Определить стиль написания курса. Дело в том, что он не должен копировать стиль Вики-статей, скорее каждая лекция может быть компиляцией из нескольких статей. Он должен включать практику. Он должен быть привязан к природоохранным задачам. Он должен легко читаться, т.е. быть именно связанной лекцией, а не копипастом сложных статей учебника. Это все творческая и интеллектуальная работа.
Преимущества, которые может получить сообщество GIS-Lab
- Работа над новым проектом, в котором все смогут принять даже небольшое участие (как авторы материалов или их частей, как редакторы, как проверяющие критики и, в конечном итоге, как лекторы-волонтеры)
- Приток новых пользователей, более частое нажатие на кнопку "Донейт"
- Приток пользователей и к продуктам NextGIS (включить именно их продукты в курс я считаю делом очень важным по причине их высокой природоохранной значимости и почти нулевого освещения в сообществе).
Предлагаю эту тему для высказывания мыслей и идей по предложенному плану проекта. В дальнейшем я смогу оформить план проекта более конструктивно в вики ГИС-Лаб, учтя там все высказанные критические замечания и идеи.
Цель проекта:
Создать совместными усилиями курс «ГИС и ДЗЗ для природоохранных задач», в котором описать выбранную подборку материала по тематике использования ГИС и ДЗЗ технологий и данных для природоохранных целей.
Курс ориентировать на 3-5-7 дней очного обучения. В зависимости от этих ступеней, распределить программу курса (самое важное дать в первые 3 дня, более специфичное – за следующие дни). Цель такого распределения материала состоит в том, чтобы если волонтер-лектор сможет уделить курсу только 3 дня, он успевал бы дать базовое. Если может читать больше, давал бы больше.
В дальнейшем курс выложить в открытом формате на сайте GIS-Lab и использовать в таком спектре целей:
1. Каждый желающий (лектор-волонтер) сможет брать этот курс и ехать его читать по предварительной договоренности с администрацией в ООПТ (нацпарки, заповедники), региональные университеты и экологические НКО. Задача сбора заявок и организация приезда будет решаться после создания курса методом оповещений в профессиональной природоохранной среде и прессе.
2. Помимо этого, курс будет выложен на сайте GIS-Lab и любой человек сможет его изучить самостоятельно.
Однако, преимущество приглашенного лектора может быть в том, что он все покажет, ответит на вопросы, проведет практическое занятие, расскажет что-то, что не вошло в курс. Всегда лично преподавать много больше плезного эффекта, чем дистанционное обучение, особенно для новичков.
Таким образом, проект закладывает два независимых способа использования курса в задачах просвещения зеленого сообщества в геотехнологиях: очные курсы приглашенного лектора-волонтера и самостоятельное изучение.
Для волонтеров-лекторов может быть такая польза:
1. Бесплатное посещение новой интересной заповедной природной территории (можно рассчитывать, что администрация ООПТ поселит, накормит, и даже оплатит проезд), в каких-то случаях это может быть и подработкой.
2. Осознание несения важной миссии просвещения и вклада в природоохранную работу.
3.Получение опыта преподавания, с отметкой в CV об опыте преподавания и официальным подтверждением об этом из принимающих организаций (что может быть очень важно для начинающих в лекторской работе и студентов).
Таким образом, эту задачу лекторы смогут совмещать с познавательным эко-туризмом и наработкой опыта для CV и будущей работы.
Для хостеров (принимающих ООПТ, университетов, НКО) польза:
1. Получение всем персоналом небольшого, но живого и актуального курса об использовании геотехнологий для целей охраны природы.
2. Получение не только знаний, но и умений их добывать (знакомство с форумом GIS-Lab, где можно впоследствии задавать технические вопросы, знакомство с другими ресурсами Интернет для самостоятельного освоения геотехнологий).
3. Отдельным бонсуом может быть получение помощи в разработке какой-то конкретной геотехнологической задачи принимающей организации (то есть лектор сможет помочь им сделать что-то конкретное и для них нужное, и так наглядно продемонстировать потенциал геотехнологий)
Обоснование проекта.
В настоящее время в природоохранной среде существует катастрофическая безграмотность в сфере геотехнологий. Большая часть людей (примерно 99%), работающих в природоохранной сфере, не знает ничего дальше примитивного пользования Google earth. Цель курса – работать на устранение этого пробела в образовании, результатом чего станет вовлечение новой аудитории пользователей, понимание и использование ГИС и ДЗЗ основ как работниками среднего звена, так и администрациями, то есть проникновение этого во все сферы природоохранной работы. Это все впоследствии даст повышение результативности природоохранной работы, также как и лучшее решение каких-то острых вопросов гос. масштаба (например, создание базы геоданных регональных ООПТ и др).
Важно подчеркнуть, что пока в России и других странах никаких особых альтернатив такой работы НЕТ. Есть некоторое кол-во очных и интернет курсов и конференций, но они рассчитаны на УЖЕ специалистов, они сложны и дороги в посещении (так, основная часть курсов и материалов в сети на английском языке и проводится в других странах).
Курсы геотехнологий или отсутствуют в природоохранных факультетах ВУЗов, или очень слабы. Также люди, которые работают сейчас, учились в те времена, когда их еще никаких не было.
В силу этого, создание и преподавание такого курса будет в целом вести к улучшению ситуации с преподаванием геотехнологий в природоохранных и научных факультетах ВУЗов.
Главное, что свойственно для ГИС и ДЗЗ, очень часто для того, чтобы зажечь в человеке интерес к этим технологиям и смотивировать его развиваться дальше самостоятельно – нужно очень немного. Показать основы, показать, что могут дать геотехнологии, и показать ресурсы в Интернете, где можно задавать вопросы. И от этого человек уже идет охотно сам (я такое видела неоднократно и сама являюсь таким примером). Всему этому будет служить курс.
География целевой аудитории
Курс будет создаваться на русском языке, то есть география целевой аудитории - все страны бывшего Союза. В дальнейшем на основе этого курса можно сделать версии на других языках и тогда расширить его географический охват. Это реально, поскольку спектр знаний везде нужен примерно одинаковый, а ситуация с безграмостностью в геотехеологиях в природоохранной и связанной научной сфере в других странах такая же как в России или даже хуже.
Структура выполнения проекта
На первом этапе - разработать оптимальное содержание курса. Руководствуясь изложенными выше целями проекта. В разработке программы можно выходить за лимиты 3-5-7 дней. Но сначала покрыть эти дни хорошим материалом.
На втором этапе – каждый участник проекта может выбрать себе тему из разработанного содержания и сделать небольшой материал на эту тему для включения в курс. Потом редактор\редакторы сведут всё сделанное в связанный материал.
Так, в содержание надо включить такие основы как – QGIS, Grass, NextGIS (связка – набор данных, их визуализация и обработка + созданная ими система ГИС специально для заповедников), основы ДЗЗ, где брать снимки, основы работы с БД, существующие геоданные, и другое.
Думаю, что из-за лимита времени преподавать надо открытые ГИС софты. Однако можно сделать раздел и по основам ArcGIS, но брать его, только если он есть у принимающей организации.
Период выполнения проекта.
Не знаю, как отнесется сообщество, но я планирую по нему работать. Более активно в начале следующего года. В целом же , этот проект может быть сделан довольно быстро (за несколько месяцев), а потом дорабатываться, если кто-то будет вносить в него новые разделы. Само же использование курса – может продолжатся дальше до тех пор, пока в нем не отпадет необходимость.
Сложности проекта
1. Определить оптимальную программу курса.
2. Определить стиль написания курса. Дело в том, что он не должен копировать стиль Вики-статей, скорее каждая лекция может быть компиляцией из нескольких статей. Он должен включать практику. Он должен быть привязан к природоохранным задачам. Он должен легко читаться, т.е. быть именно связанной лекцией, а не копипастом сложных статей учебника. Это все творческая и интеллектуальная работа.
Преимущества, которые может получить сообщество GIS-Lab
- Работа над новым проектом, в котором все смогут принять даже небольшое участие (как авторы материалов или их частей, как редакторы, как проверяющие критики и, в конечном итоге, как лекторы-волонтеры)
- Приток новых пользователей, более частое нажатие на кнопку "Донейт"
- Приток пользователей и к продуктам NextGIS (включить именно их продукты в курс я считаю делом очень важным по причине их высокой природоохранной значимости и почти нулевого освещения в сообществе).