Проект: создание курса ГИС и ДЗЗ для природоохранников

Проблемы, замечания, вопросы и предложения по работе сообщества и сайта, включая форум, блог и другие его части.
Ответить
Аватара пользователя
Natalia Novoselova
Гуру
Сообщения: 2691
Зарегистрирован: 15 янв 2013, 20:14
Репутация: 39
Ваше звание: /

Проект: создание курса ГИС и ДЗЗ для природоохранников

Сообщение Natalia Novoselova » 08 ноя 2017, 22:08

Хочу предложить идею проекта для ГИС-Лаб. Проекта, в котором легко может принять участие каждый – как в период его реализации, так и после, используя его результаты. Который имеет при этом высокую практическую значимость и новизну не только в России, но и во всем мире.
Предлагаю эту тему для высказывания мыслей и идей по предложенному плану проекта. В дальнейшем я смогу оформить план проекта более конструктивно в вики ГИС-Лаб, учтя там все высказанные критические замечания и идеи.

Цель проекта:
Создать совместными усилиями курс «ГИС и ДЗЗ для природоохранных задач», в котором описать выбранную подборку материала по тематике использования ГИС и ДЗЗ технологий и данных для природоохранных целей.

Курс ориентировать на 3-5-7 дней очного обучения. В зависимости от этих ступеней, распределить программу курса (самое важное дать в первые 3 дня, более специфичное – за следующие дни). Цель такого распределения материала состоит в том, чтобы если волонтер-лектор сможет уделить курсу только 3 дня, он успевал бы дать базовое. Если может читать больше, давал бы больше.

В дальнейшем курс выложить в открытом формате на сайте GIS-Lab и использовать в таком спектре целей:

1. Каждый желающий (лектор-волонтер) сможет брать этот курс и ехать его читать по предварительной договоренности с администрацией в ООПТ (нацпарки, заповедники), региональные университеты и экологические НКО. Задача сбора заявок и организация приезда будет решаться после создания курса методом оповещений в профессиональной природоохранной среде и прессе.

2. Помимо этого, курс будет выложен на сайте GIS-Lab и любой человек сможет его изучить самостоятельно.

Однако, преимущество приглашенного лектора может быть в том, что он все покажет, ответит на вопросы, проведет практическое занятие, расскажет что-то, что не вошло в курс. Всегда лично преподавать много больше плезного эффекта, чем дистанционное обучение, особенно для новичков.

Таким образом, проект закладывает два независимых способа использования курса в задачах просвещения зеленого сообщества в геотехнологиях: очные курсы приглашенного лектора-волонтера и самостоятельное изучение.

Для волонтеров-лекторов может быть такая польза:
1. Бесплатное посещение новой интересной заповедной природной территории (можно рассчитывать, что администрация ООПТ поселит, накормит, и даже оплатит проезд), в каких-то случаях это может быть и подработкой.

2. Осознание несения важной миссии просвещения и вклада в природоохранную работу.

3.Получение опыта преподавания, с отметкой в CV об опыте преподавания и официальным подтверждением об этом из принимающих организаций (что может быть очень важно для начинающих в лекторской работе и студентов).

Таким образом, эту задачу лекторы смогут совмещать с познавательным эко-туризмом и наработкой опыта для CV и будущей работы.

Для хостеров (принимающих ООПТ, университетов, НКО) польза:

1. Получение всем персоналом небольшого, но живого и актуального курса об использовании геотехнологий для целей охраны природы.
2. Получение не только знаний, но и умений их добывать (знакомство с форумом GIS-Lab, где можно впоследствии задавать технические вопросы, знакомство с другими ресурсами Интернет для самостоятельного освоения геотехнологий).
3. Отдельным бонсуом может быть получение помощи в разработке какой-то конкретной геотехнологической задачи принимающей организации (то есть лектор сможет помочь им сделать что-то конкретное и для них нужное, и так наглядно продемонстировать потенциал геотехнологий)


Обоснование проекта.
В настоящее время в природоохранной среде существует катастрофическая безграмотность в сфере геотехнологий. Большая часть людей (примерно 99%), работающих в природоохранной сфере, не знает ничего дальше примитивного пользования Google earth. Цель курса – работать на устранение этого пробела в образовании, результатом чего станет вовлечение новой аудитории пользователей, понимание и использование ГИС и ДЗЗ основ как работниками среднего звена, так и администрациями, то есть проникновение этого во все сферы природоохранной работы. Это все впоследствии даст повышение результативности природоохранной работы, также как и лучшее решение каких-то острых вопросов гос. масштаба (например, создание базы геоданных регональных ООПТ и др).

Важно подчеркнуть, что пока в России и других странах никаких особых альтернатив такой работы НЕТ. Есть некоторое кол-во очных и интернет курсов и конференций, но они рассчитаны на УЖЕ специалистов, они сложны и дороги в посещении (так, основная часть курсов и материалов в сети на английском языке и проводится в других странах).
Курсы геотехнологий или отсутствуют в природоохранных факультетах ВУЗов, или очень слабы. Также люди, которые работают сейчас, учились в те времена, когда их еще никаких не было.

В силу этого, создание и преподавание такого курса будет в целом вести к улучшению ситуации с преподаванием геотехнологий в природоохранных и научных факультетах ВУЗов.

Главное, что свойственно для ГИС и ДЗЗ, очень часто для того, чтобы зажечь в человеке интерес к этим технологиям и смотивировать его развиваться дальше самостоятельно – нужно очень немного. Показать основы, показать, что могут дать геотехнологии, и показать ресурсы в Интернете, где можно задавать вопросы. И от этого человек уже идет охотно сам (я такое видела неоднократно и сама являюсь таким примером). Всему этому будет служить курс.


География целевой аудитории
Курс будет создаваться на русском языке, то есть география целевой аудитории - все страны бывшего Союза. В дальнейшем на основе этого курса можно сделать версии на других языках и тогда расширить его географический охват. Это реально, поскольку спектр знаний везде нужен примерно одинаковый, а ситуация с безграмостностью в геотехеологиях в природоохранной и связанной научной сфере в других странах такая же как в России или даже хуже.

Структура выполнения проекта
На первом этапе - разработать оптимальное содержание курса. Руководствуясь изложенными выше целями проекта. В разработке программы можно выходить за лимиты 3-5-7 дней. Но сначала покрыть эти дни хорошим материалом.
На втором этапе – каждый участник проекта может выбрать себе тему из разработанного содержания и сделать небольшой материал на эту тему для включения в курс. Потом редактор\редакторы сведут всё сделанное в связанный материал.

Так, в содержание надо включить такие основы как – QGIS, Grass, NextGIS (связка – набор данных, их визуализация и обработка + созданная ими система ГИС специально для заповедников), основы ДЗЗ, где брать снимки, основы работы с БД, существующие геоданные, и другое.

Думаю, что из-за лимита времени преподавать надо открытые ГИС софты. Однако можно сделать раздел и по основам ArcGIS, но брать его, только если он есть у принимающей организации.

Период выполнения проекта.

Не знаю, как отнесется сообщество, но я планирую по нему работать. Более активно в начале следующего года. В целом же , этот проект может быть сделан довольно быстро (за несколько месяцев), а потом дорабатываться, если кто-то будет вносить в него новые разделы. Само же использование курса – может продолжатся дальше до тех пор, пока в нем не отпадет необходимость.

Сложности проекта
1. Определить оптимальную программу курса.
2. Определить стиль написания курса. Дело в том, что он не должен копировать стиль Вики-статей, скорее каждая лекция может быть компиляцией из нескольких статей. Он должен включать практику. Он должен быть привязан к природоохранным задачам. Он должен легко читаться, т.е. быть именно связанной лекцией, а не копипастом сложных статей учебника. Это все творческая и интеллектуальная работа.


Преимущества, которые может получить сообщество GIS-Lab

- Работа над новым проектом, в котором все смогут принять даже небольшое участие (как авторы материалов или их частей, как редакторы, как проверяющие критики и, в конечном итоге, как лекторы-волонтеры)
- Приток новых пользователей, более частое нажатие на кнопку "Донейт"
- Приток пользователей и к продуктам NextGIS (включить именно их продукты в курс я считаю делом очень важным по причине их высокой природоохранной значимости и почти нулевого освещения в сообществе).
Последний раз редактировалось Natalia Novoselova 10 ноя 2017, 07:06, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
rhot
Гуру
Сообщения: 1551
Зарегистрирован: 25 янв 2011, 17:50
Статьи: 1
Репутация: 115
Ваше звание: доктор
Откуда: Архангельск

Re: Проект «Расскажи природоохранникам о геотехнологиях» (создание курса)

Сообщение rhot » 09 ноя 2017, 16:53

Внезапно...
Остап писал(а):Мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда переезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, а Москва — в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира.
___________(¯`·.¸(¯`·.¸ Scientia potentia est _/ {SILVA}:::{FOSS}:::{GIS} \_ Знание сила ¸.·´¯)¸.·´¯)___________

Аватара пользователя
Natalia Novoselova
Гуру
Сообщения: 2691
Зарегистрирован: 15 янв 2013, 20:14
Репутация: 39
Ваше звание: /

Re: Проект «Расскажи природоохранникам о геотехнологиях» (создание курса)

Сообщение Natalia Novoselova » 09 ноя 2017, 17:28

Изложенное мной - приближение к стандартному формату пропосола научного и природоохранного проекта.
В пропосле нужно показать - новизну проекта, его значимость, его необходимость (обоснование) кому от этого будет польза, методику выполнения, примерные сроки и фин. затраты. Конечно, как и все вообще проекты, на стадии пропосола – это еще фантазии и планы. Которые при работе осуществляются не сразу или-и на какой-то процент.
Такой формат начала проекта необходим, на мой взгляд, при развитии любого проекта - коммерческого, научного и общественного. Прежде всего – перед собой и возможными соратниками изложить всё в логической схеме, как это может быть.
Последний раз редактировалось Natalia Novoselova 09 ноя 2017, 17:54, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Natalia Novoselova
Гуру
Сообщения: 2691
Зарегистрирован: 15 янв 2013, 20:14
Репутация: 39
Ваше звание: /

Re: Проект «Расскажи природоохранникам о геотехнологиях» (создание курса)

Сообщение Natalia Novoselova » 09 ноя 2017, 17:54

Также - это только предложение проекта. Есть конструктивная критика или идеи по пропосолу - пишите. Не интересно - зачем что-то говорить.
Да, в среде ГИС-Лаб проблемы природоохранников в указанном контексте и мало кому известны, и мало кому интересны. Если проект никому не будет здесь интересен - начну его своими силами, тогда, когда они будут для этого.

Александр Мурый
Гуру
Сообщения: 5057
Зарегистрирован: 26 сен 2009, 16:26
Статьи: 3
Проекты: 5/1
Репутация: 714
Ваше звание: званий не имею
Откуда: Москва

Re: Проект: создание курса ГИС и ДЗЗ для природоохранников

Сообщение Александр Мурый » 10 ноя 2017, 10:43

Звучит хорошо и перспективно, но я представляю примерно, чем всё это закончится. Скорее всего, ничем. Такова реальность. Слишком много завязано на разных людей с разными интересами. Вы можете сами что-то сделать, но организовать такое в реале на голом энтузиазме очень сложно. Тем более не находясь физически в России.

Сам курс разработать можно было бы усилиями сообщества.
Редактор материалов, модератор форума

Аватара пользователя
Natalia Novoselova
Гуру
Сообщения: 2691
Зарегистрирован: 15 янв 2013, 20:14
Репутация: 39
Ваше звание: /

Re: Проект: создание курса ГИС и ДЗЗ для природоохранников

Сообщение Natalia Novoselova » 10 ноя 2017, 14:20

Александр Мурый писал(а):
10 ноя 2017, 10:43
Звучит хорошо и перспективно, но я представляю примерно, чем всё это закончится. Скорее всего, ничем. Такова реальность. Слишком много завязано на разных людей с разными интересами. Вы можете сами что-то сделать, но организовать такое в реале на голом энтузиазме очень сложно. Тем более не находясь физически в России.

Не поняла. Что именно из предложенного в проекте завязано на разных людей с разными интересами? И, тем более, что нельзя реализовать не из России?
Сам курс разработать можно было бы усилиями сообщества

Проект и состоит (на первом этапе) - в разработке такого курса!

Всё остальное - его использование - будет позже. И так же реализоваться через Интернет сферу - единственную сферу, через которую можно реализовать подобный замысел.
Физическое положение участников проекта и мое, в частности, никак на это не завязано. Тем более, что меня никто из страны не выдворял, приезжать для работы я как раз планирую. Однако орг. работа должна вестисть сразу со всеми, то есть через профессиональное природоохранное сообщество , в котором я давно общаюсь. За организацинную часть ИСПОЛЬЗОВАНИЯ курса я не беспокоюсь и ее я беру на себя. Главое - это сделать сам курс. Да... усилиями сообщества - это реальная задача.

Аватара пользователя
jerry-maori
Завсегдатай
Сообщения: 460
Зарегистрирован: 22 авг 2012, 17:02
Репутация: 97
Ваше звание: it-дворник
Откуда: Нижний Новгород

Re: Проект: создание курса ГИС и ДЗЗ для природоохранников

Сообщение jerry-maori » 10 ноя 2017, 19:27

"ПРОЖЕКТ" и не более того.
1. Мотивация для обоих сторон (и условных "лекторов" и условных "принимающих сторон") чуть менее, чем никакая
2. Если в 2017 году "природоохранник" не умеет в базовые вещи, связанные с ГИС -- то это слегка сигнал того, что данный товарищ профнепригоден. Я таких видел пачки (благо преподавал именно на кафедре экологии, откуда всякого рода инициативная "природоохрана" и лезет). Базовые курсы "ГИС" есть тупо в типовой учебной программе. Если человек не смог дальше в самообразование -- пичаль, тоска, уныние.
3. За "3-5-7" дней чему-то научить нереально (мы же хотим осмыленности в дальнейшей деятельности, а не "нам показали, что если нажать кнопки "1", "2" и "3", то снимок Landsat вжууух и самопокажет нам, где вырубка"

Аватара пользователя
Natalia Novoselova
Гуру
Сообщения: 2691
Зарегистрирован: 15 янв 2013, 20:14
Репутация: 39
Ваше звание: /

Re: Проект: создание курса ГИС и ДЗЗ для природоохранников

Сообщение Natalia Novoselova » 10 ноя 2017, 22:01

jerry-maori писал(а):
10 ноя 2017, 19:27
Если в 2017 году "природоохранник" не умеет в базовые вещи, связанные с ГИС -- то это слегка сигнал того, что данный товарищ профнепригоден. Я таких видел пачки (благо преподавал именно на кафедре экологии, откуда всякого рода инициативная "природоохрана" и лезет)
Вы сомневаетесь в обосновании проекта? Считаете, что я дала неверную оценку, сказав, что 99% людей, относящиеся сейчас к сфере охраны природы и науки (как гос. сектор, так и общественный сектор), не имеют понятия о геотехнологиях дальше простого пользования Google earth?

Думаю, что ситуация именно такова. Точный процент, конечно, я не берусь определить. Но даже если это не 99%, а 89% или 79% - ситуация все равно очень плохая. Я это говорю на основании своего опыта общения и работы.

Люди, которые работают сейчас, учились в те времена, когда курсов ГИС еще не было никаких. Я училась на Географ. фак. МГУ (год окончания 2004), тогда ГИС и ДЗЗ давался только 1 кафедре картографии, остальным - чисто формально в виде одного занятия, показать издали комп с включенным МэпИнфо.. Сейчас, года с 2010, вроде бы ситуация там поменялась в лучшую сторону.

Тем не менее, многие работающие люди - имеют нулевые или почти нулевые познания в ГИС технологиях.

Также, специфика курса, дать не столько базовое, сколько природоохранное применение. Этого ни в одном читаемом курсе, пожалуй, не дают. Суть этого - определит работа над программой, что можно дать за такой срок и каким образом.


Цель проекта – вложиться в образование природоохранной сферы и вовлечение ее в использование геотехнологий. Цель курса - дать основы и зажечь интерес, показать природоохранное и научное применение, а также научить добывать информацию самим.
Все это реально сделать за 3-5-7 дней.

ericsson
Гуру
Сообщения: 3200
Зарегистрирован: 27 июл 2009, 19:26
Репутация: 685
Ваше звание: Вредитель полей

Re: Проект: создание курса ГИС и ДЗЗ для природоохранников

Сообщение ericsson » 10 ноя 2017, 22:59

Natalia Novoselova писал(а):
10 ноя 2017, 22:01
научить добывать информацию самим.
Это задача, которую поздно решать в отношении людей университетского возраста. Вы сами - тому ярчайший пример.

Ответить

Вернуться в «Работа сайта и сообщества»